Доцент СПбГУ Александр Загоскин: «Работа художника кино — это вечный процесс самообразования»

О том, как в Университете обучают начинающих кинохудожников, рассказал лауреат премий «Ника», «ТЭФИ» и «Золотой орёл», художник, участник многочисленных выставок, доцент СПбГУ Александр Загоскин (кафедра мастерства художника кино и телевидения). 

Александр Анатольевич, как складывался ваш творческий путь? Как вы оказались в кино?

Я получил хорошее художественное образование, окончил художественную школу, художественное училище, Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК).

Кого вы считаете своим учителем?

Художника Олега Ивановича Гроссе. Ему я обязан всем — своим образованием и своим восприятием действительности. Мастером же на нашем курсе был кинохудожник Михаил Александрович Богданов.

Олег Иванович Гроссе — художник, график. Работал над фильмами «Вольница» (1955), «Карнавальная ночь» (1956), «Таланты и поклонники» (1971).

Михаил Александрович Богданов — художник-постановщик фильмов «Каменный цветок» (1946), «Хождение за три моря» (1958), «Гусарская баллада» (1962). Одна из работ Богданова — фильм Сергея Бондарчука «Война и мир» — получила премию Американской киноакадемии «Оскар».

После окончания вуза вас распределили в Ленинград?

На «Ленфильме» не было тогда свободных мест, меня направили на «Леннаучфильм»,. И я отработал на мультипликации четыре года, сделал как режиссер два мультипликационных фильма, а в 1985 году с режиссером Виктором Бутурлиным сделал фильм «Садовник». И все. С тех пор я в игровом кино.

Впереди приемная кампания в вузы. Что бы вы посоветовали абитуриентам, выбирающим творческие специальности?

Абитуриентам я пожелал бы уверенности в себе, любви к искусству, трудолюбия, целеустремленности, слушать биение своего сердца. Надо стараться научиться учиться. Обучение — это тяжелая работа, поэтому надо получать удовольствие от своего труда. Если это в тягость, то лучше этим не заниматься.

Я преподаю в нашем университете восемь лет. И считаю, что в рамках программы «Художник кино и телевидения» дается очень хорошее, основательное образование.

В 2021 году в СПбГУ состоится набор на программу «Художник кино и телевидения» (пять бюджетных мест, пять — по договору), в рамках которой откроется мастерская Александра Загоскина.

У нас преподают материальную культуру, русскую и зарубежную литературу, историю кино и основы современного кино, историю архитектуры (очень пригодится в нашей профессии!). Я не говорю об обязательных дисциплинах, таких как живопись и рисунок, которым уделяется примерно такое же внимание, как в ведущих художественных вузах. Мы даем основательное академическое образование. В дипломах наших выпускников указано «Живописец», и ниже специализация — «Художник кино и телевидения». Конечно, мы заточены на большой игровой кинематограф. Но наши выпускники могут не только сделать эскизы для кинопостановки, но и написать станковую картину, создать книжную иллюстрацию, арт-объекты и инсталляции. Я считаю, что на плечах художника кино — огромная ответственность в создании художественного образа и драматургии всего фильма. Кинематограф — это потрясающая возможность окунуться в различные эпохи, а так же самому быть создателем этих эпох.

В Университете обширное образование, после него не страшно начинать профессиональную карьеру. Художник, окончивший наш университет, намного глубже и шире в плане композиционного мышления, смелее в воображении и фантазии.

Можно сказать, что они свободнее?

Это не свобода, кандалы скорее. Наша профессия — это визуализация литературного текста, который держит тебя в рамках. И ты свободен в этих рамках. Ты должен сделать так, чтобы все соответствовало заданной теме, времени и атмосфере. Например, сначала XVIII век, а через полгода — XIX, я не говорю уже о подготовке к съемкам фантастического фильма. Да и современное кино снимать непросто, если хорошо его снимать, конечно.

Через десять лет такой работы ты становишься намного образованнее и умнее, чем был раньше. Потому что встречаешься с удивительными людьми, собираешь материал в музеях, бываешь в уникальнейших местах, путешествуешь по всей стране. Это вечный процесс самообразования.
Доцент СПбГУ Александр Загоскин (кафедра мастерства художника кино и телевидения) 

Сейчас в Доме кино у нас проходит выставка киноэскизов моих студентов — Ани и Нины Кудрявцевых, работавших у меня ассистентами на трех картинах: «Серебряные коньки», «Рюрик», «Пальмира».

Вы берете студентов на практику в киностудию?

Прохождение практики обязательно для всех студентов. Сначала живописная практика, потом у нас идут производственные практики. Практика — это своего рода проверка того, насколько человек обучаемый, живой, адекватный, надежный.

Какой совет вы могли бы дать начинающим свой профессиональный путь художникам?

Не надо ничего бояться. Если ты хочешь быть художником, помни, главное — это страсть и сила воли.

Материал опубликован на сайте СПбГУ

Похожие материалы 

Доцент СПбГУ Александр Загоскин: «Работа художника кино — это вечный процесс самообразования»
Доцент СПбГУ Александр Загоскин: «Работа художника кино — это вечный процесс самообразования»
Доцент СПбГУ Александр Загоскин: «Работа художника кино — это вечный процесс самообразования»