Евгения Петрашень и Ирина Цымбал представили в Китае концепции российского художественного образования

3 июля в Харбине на площадке Хэйлунцзянского университета открылся Форум китайско-российской культуры и искусства, в котором активное участие приняли преподаватели Санкт-Петербургского государственного университета.

Мероприятие было организовано Китайским научно-исследовательским институтом искусств и Департаментом культуры провинции Хэйлунцзян. Деятели культуры и исследователи из Китая, России, Киргизии собрались вместе, чтобы обсудить перспективы культурного сотрудничества между странами Северо-Восточной Азии.  

В рамках работы форума старший преподаватель кафедры дизайна СПбГУ Евгения Петрашень представила китайской стороне основные принципы работы образовательной программы «Дизайн среды», руководителем которой она является.

Данная программа готовит дизайнеров среды широкого профиля и основана на понимании дизайна как междисциплинарного вида проектной деятельности. Подобный подход позволяет студентам максимально реализовать свой творческий потенциал, но также требует формирования широкого спектра профессиональных художественных, научных и общекультурных компетенций.

За десять лет существования в СПбГУ этой программы была сформирована особая методика обучения ‒ проблемно-ориентированный синергетический подход. Он предполагает, что проектные задания содержат проблемы реальных объектов, для решения которых студент взаимодействует тесно с преподавателями и использует полученные при изучении различных дисциплин знания и навыки.

В качестве примера Евгения Павловна привела несколько дипломных проектов выпускников СПбГУ из Китая, которые продемонстрировали высокую результативность подобного синергетического подхода.

В Университете планируется развивать потенциал культурного обмена между русскими и китайскими студентами и проводить совместные семинары, в рамках которых каждый участник мог предложить для обсуждения проблемы дизайна среды своего родного города. Это, по мнению Евгении Петрашень, позволило бы не только повысить качество подготовки студентов, но и ознакомиться с характерными чертами средового дизайна русских и китайских городов.

Старший преподаватель кафедры изобразительного искусства СПбГУ Ирина Цымбал рассказала о значении вузов в развитии и сохранении русской школы реалистического искусства.

В XVIII веке над проблемами учебного рисунка и методикой его преподавания работали русские прославленные художники А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов.  Первое методическое пособие в России по рисованию вышло в 1834 году, его автором был Андрей Петрович Сапожников. Систему преподавания рисунка и живописи, на которой основывается академическая школа в ХХ-ХХI веках, заложил Павел Петрович Чистяков.  

Опираясь на творчество Карла Брюллова, Василия Сурикова, Михаила Врубеля и Ильи Репина, Ирина Валерьевна показала историю становления академического рисунка и живописи. Пройдя испытание популярными в начале ХХ века формализмом, абстракцией и схематизмом, утверждалась школа советского искусства, одной из ярких страниц которой стала Ленинградская школа живописи.

По мнению Ирины Цимбал, в настоящее время педагоги вузов, принимая в расчет тенденции современного искусства, стараются транслировать своим ученикам идеи добра и гуманизма, заложенные в национальной традиционной культуре и ясности художественного языка академической школы.  

Проявляемый со стороны Китая интерес к традициям российского изобразительного искусства, является важным фактором в поддержке и сохранении уникальной системы российского художественного образования.

В конце своего выступления Ирина Валерьевна пригласила гостей Форума принять участие в Международном культурном форуме, который состоится в октябре 2017 года в Санкт-Петербурге. СПбГУ является организатором секции, в рамках которой планируется обсудить сложнейшие вопросы современного образования в сфере культуры и, в частности, перспективы развития школы реалистического искусства.