Эркен Кагаров: «Сила дизайна – в простоте»

О том, как привнести жизнь и энергию в композицию, рассказал студентам-дизайнерам Эркен Кагаров, арт-директор студии Артемия Лебедева.

«Динамика в искусстве и дизайне, как в физике, строится на балансе противоположностей. Множество приборов и механизмов работают на разнице давлений, высот и температур. Те же законы привносят энергию и в композицию. В своей практике дизайнеру важно учитывать это, создавая игру на разнице масштаба, цвета и объема», — рассказывает Эркен Кагаров.

По его словам, ощущение динамики в целом присуще всем произведениям эпохи модернизма, которая пришла на замену классицизму. Появление этого направления в XX веке дизайнер также объясняет с позиций естественной науки: на протяжении всей своей истории человек занимался «укрощением» природы, создавая островки культуры в мире хаоса — так появился классицизм, которому свойственны симметрия и уравновешенность. Накопление «критической массы» упорядоченности и вызвало к жизни модернизм, призванный сбалансировать «культурную энтропию» классицизма. Задача модернистов – создание микрохаоса внутри культурного пространства.

Сегодня на смену модернизму пришла эпоха постмодерна, который вовлекает в культурное поле контекст. Если  в традиционной коммуникации всю необходимую информацию зритель находит внутри произведения, то в постмодернистской работают иные механизмы. Здесь изображение содержит лишь триггеры – смысловые «включатели», благодаря которым картинка сама создается внутри наблюдающего. Эти триггеры и являются необходимым контекстом, создающим динамику восприятия.

Наиболее удачные произведения современного дизайна, отмечает спикер, строятся преимущественно на взаимодействии с контекстом, в котором живут и творец, и зритель. Используя лишь только смысловое поле, мы можем буквально из ничего создать шедевр. Эта нарочитая простота будет иметь наибольший результат.

Здесь практиков, работающих с контекстом, Эркен Казаров предостерегает от соблазна переборщить со смысловыми элементами. «Внимание человека концентрируется на одном объекте. Поэтому делайте акцент только на одном компоненте произведения. Помните, что композиция – это именно правильная организация деталей. Учитывайте закон баланса между фоном и смысловой доминантой».