Универсанты представили дизайнерское прочтение книги в Музее искусства Петербурга

В январе в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Новая библиотека». Куратором и идеологом проекта выступил старший преподаватель СПбГУ, художник Владимир Загоров.

Основным предметом экспозиции стала книга, чью форму и содержание участники выставки – более 35 художников Петербурга и Москвы – подвергли бесчисленным трансформациям. Ряд авторов использовал фолианты в качестве «строительного материала» для своих арт-объектов – так, например, тома сочинений В.И. Ленина в самом прямом смысле легли в основу мавзолея. Другие переосмыслили эволюцию книги, противопоставив современным бумажным и цифровым носителям их протоформаты: пергаментные свитки, деревянные и глиняные дощечки, каменные цилиндры, кодексы и рукописи на сыромятной коже. Третьи визуализировали литературные образы и предметы, представив их в виде голограмм и материализовавшихся объектов: здесь нашли воплощение и герои недописанной пьесы Екатерины II, и орудие преступления Родиона Раскольникова, и часы Велимира Хлебникова.

«В России и в Европе существует такая давняя традиция, как “книга художника”, когда автор использует книжную форму в качестве инструмента для самовыражения, – рассказывает Владимир Загоров. – В рамках выставки мы расширили эту идею до “книги дизайнера”. Сегодня этот метод очень популярен – в том числе и среди наших университетских дизайнеров-графиков».

Одним из самых ярких экспонатов выставки стали книги старшего преподавателя СПбГУ Екатерины Филипенко (кафедра дизайна). Ее проект – диптих «Альбом» – представляет собой подсвеченные витражные окна, наполненные литературными реминисценциями. Выпускник Артем Рулев представил «Декадентские стихи Адоре Флупетта» – сборник ироничной поэзии вымышленного автора, выполненный в формате фотограммы и цифровой печати. Его арт-объект также вышел за пределы традиционной формы: помимо авторской книги дизайнера, Артем Рулев представил целую фотоэкспозицию. Другая выпускница, дизайнер Анастасия Фомичева создала сборник, посвященный художнику, поэту и скульптору Жану Арпу. Неприметная снаружи, внутри ее книга полна «сложных» иллюстраций. Старший преподаватель СПбГУ Татьяна Александрова вместе с коллегами Аленой Жерделёвой и Марией Радигиной для «Новой библиотеки» подготовили инсталляцию «Ровным счетом ничего», посвятив ее загадочному творчеству швейцарского поэта Роберта Вальзера. Из обрывков книжных фраз они воссоздали целое облако смыслов, превратив его в импровизированный светильник. Доцент СПбГУ, дизайнер-график Владимир Филипенко выставил две очень «фактурные» работы – черную и белую книги, выполненные шрифтом Брайля.

Работы самого Владимира Загорова представлены серией скетчей, собранных на «Страницах маленькой книги 1998-2016 гг.». В ней он объединил зарисовки из своих путешествий разных лет, проиллюстрировав их текстами из произведений Олега Базунова, Сергея Даниэля, Хосе Луиса Борхеса, а также собственными комментариями. «Когда-то в Академии художеств существовала картотека – целые ящики картонных карточек. Потом этот носитель устарел, и карточки начали выносить во двор. Часто бывая в Академии, я подобрал их и, таким образом, создал собственную “картотеку впечатлений”», – комментирует художник.

Не менее интересными, чем работы выпускников и педагогов, стали проекты студентов-дизайнеров, выполненные под руководством преподавателей Константина Старцева и Тамары Левандовской. Перед молодыми авторами стояла задача представить актуальное прочтение художественных методов ХХ века, учитывая восприятие современного зрителя. Их проекты посвящены как «высоким» материям: космосу, японской и французской поэзии, искусству дадаистов, творчеству философов ХХ века,– так и более прозаическим вещам: например, предметам повседневной жизни. Результатом творчества стали книги, выполненные в объемной технике поп-арт, фолианты с дополненной реальностью и книги-«свитки». При создании этих арт-объектов использовались самые разные материалы: цветные нити, плёнка, деревянные дощечки, бумага разных текстур и даже болты и гайки.

Познакомиться с выставочным проектом Владимира Загорова можно до 25 февраля в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

Адрес музея: наб. канала Грибоедова, 103.