Эксперты из СПбГУ поделились своим опытом преподавания гуманитарных дисциплин

Универсанты приняли активное участие в работе IV Международного конгресса «Новые технологии в искусстве и образовании», который прошел в рамках VII Международного культурного форума на площадке Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой.

Один из координаторов конгресса Альбина Бояркина, доцент кафедры немецкой филологии и руководитель Междисциплинарного научно-образовательного центра музыкальной лексикографии и диахронического перевода СПбГУ, открыла заседание секции, посвященное новым технологиям в образовании, докладом о смарт-технологиях в обучении.

В настоящее время студентам творческих специальностей при обучении языкам может быть предложен большой спектр неклассических технологий, обеспечивающих интерактивную образовательную среду. Естественным образом в процесс обучения могут быть включены блоги, общение в сообществах социальных сетей, вебинары. «Студенты любят новое, откликаются на интересные предложения, – отмечает Альбина Витальевна. – и преподавателям необходимо реагировать на эти запросы. Главное - критически оценить возможности новых технологий, освоить их и отобрать самые эффективные для обучения».

Доцент СПбГУ Нина Щербак (кафедра английской филологии и лингвокультурологии) сквозь призму герменевтики – науки, изучающей толкование текстов – рассказала, как развитие европейской философской мысли отражалось на методиках овладения навыками чтения на иностранном языке.

Например, французский мыслитель Жак Деррида, желая разрушить привычные бинарные ряды, утверждал, нет знака как такового, есть только его след. «Таким образом, становится важен не текст, а его интерпретация читателем, – объясняет Нина Щербак. – Поэтому при обучении навыкам чтения, мы обучаем не просто понимать текст, а переживать и эмоционально воспринимать его».

Об успешном использовании системы BlackBoard в своей преподавательской практике рассказала профессор СПбГУ Валентина Азарова (кафедра органа, клавесина и карильона). В качестве примера был использован опыт создания авторского курса «История оперного театра», читаемого для обучающихся по программе бакалавриата «Вокальное искусство». Валентина Владимировна описала доступный в BlackBoard инструментарий для преподавателя, возможные формы работы для студентов (возможность публиковать расписание занятий, содержание курса, примерные требования к итоговой аттестации, списки литературы и обучающие материалы, организовывать интерактивные занятия, проводить тесты). В отдельный раздел могут быть вынесены авторские публикации по теме курса.

«Над созданием курса мне работалось очень легко, – считает Валентина Азарова.– Самое главное все придумать и продумать. Студенты пользуются этим курсом уже четвертый год и выучили на какие кнопки нажимать, чтобы получить зачет».

Также в рамках работы конгресса старший преподаватель СПбГУ Алехандро Контрерас Кооб (кафедра информационных систем в искусстве и гуманитарных науках) представил свой доклад об аудиоформатах будущего. А доцент СПбГУ Валерий Вьюгин (кафедра русской литературы) проанализировал проблемы конфликта видеоряда и киноперевода и на примере переводческих работ Дмитрия Пучкова (Гоблина) проследил особенности аксиологических войн в условиях современной массовой культуры.

 

Справка

IV Международный конгресс «Новые технологии в искусстве» прошел 16 и 17 ноября и был посвящен проблемам внедрения технологий в современное искусство, балет и образование. На площадке Академии русского балета им. А. Вагановой собрались исследователи из России, Франции, Японии. Взгляд российских экспертов представляли сотрудники высших учебных заведений Санкт-Петербурга, Москвы и Петрозаводска.

Эксперты обсудили широкий спектр тем — новое звуковое пространство, электроакустическую музыку, цифровой перформанс, экспериментальные искусства, технологии в обучении студентов творческих специальностей, дистанционные формы обучения и расширение технических возможностей реализации творческих идей.

Ярким моментом в работе конгресса стала презентация книги «Матильда и Иосиф Кшесинские. Дневники, письма, воспоминания». Экземпляры издания в знак успешного сотрудничества были вручены ректором АРБ Николаем Цискаридзе представителям крупнейших городских архивов и библиотек, в том числе и директору Научной библиотеки им. М. Горького Марине Карповой.