Создание мультимедийного информационного ресурса «Церковь Спаса на Ильине улице в Великом Новгороде».

Вопросы сохранения мирового культурного наследия не могут не волновать любого цивилизованного человека, независимо от его профессии, сферы интересов, возраста. С момента создания произведения искусства неизбежно подвергаются разрушительному воздействию. Различные факторы  - природные, климатические, техногенные, антропогенные - приводят к значительным изменениям, утратам или к полному уничтожению художественного произведения. Идет постоянный необратимый процесс разрушения архитектурных памятников, живописи, исторических документов, книг… Бесспорно, огромную духовную ценность для нас и будущих поколений представляет даже  крошечный подлинный фрагмент сохранившейся древней росписи или часть архитектурной детали, но мы не в силах остановить естественные изменения формы, материала, цвета. Кроме того, для искусствоведческих и художественных исследований необходимо иметь достаточное комплексное представление о любом памятнике в контексте своего времени.

Обращение к компьютерным технологиям продиктовано практическими нуждами науки и образования.

Постоянное динамичное развитие современных компьютерных технологий, оборудования и программного обеспечения позволяет достигать немыслимых ранее результатов. Мы знаем, что во многих странах созданы ресурсы, позволяющие представить культурное наследие этих стран во всей полноте в цифровом формате, постоянно ведутся все новые и новые разработки, поддерживаемые государственными программами и крупными научными фондами.

В последнее время не только за рубежом, но и в России все больше и больше усилий и средств выделяется на развитие инновационных проектов, посвященных проблемам сохранения культурного наследия, направленных на создание информационных источников, виртуальных музеев, масштабных образовательных порталов, представляющих в Интернете музеи из многих российских регионов.

Подобную деятельность имеет смысл вести системно, разрабатывая крупные направления. Специфика задач требует координации и обмена опытом специалистов в области искусства, архитектуры, реставрации, истории, искусствоведения, компьютерных технологий и моделирования, музееведения.

В Санкт-Петербургском государственном университете развиваются различные научно-исследовательские программы, предусматривающие использование инновационных технологий в целях создания наилучших условий для сохранения культурного наследия. Эти проекты объединяют крупные учреждения культуры, музеи, библиотеки и архивы.

    Основные задачи подобных проектов - популяризация русской культуры и искусства, обеспечение сохранности документального наследия, архивов,  создание  электронных каталогов и библиотек, разработка образовательных порталов.  Самые современные технические средства, призванные на благо культуры,  духовного развития и просвещения, значительно облегчают доступ к объектам культурного  наследия.

В том числе, это проекты, предполагающие создание многокомпонентной мультимедийной среды - системы интерактивных ресурсов с использованием технологии «дополненной реальности». Заложенные в них решения, состав и взаимодействие включенных в него компонентов, имеют на сегодняшний день достаточно мало аналогов.

К настоящему времени коллективом разработчиков созданы несколько вариантов подобных ресурсов по отдельным памятникам и архитектурным ансамблям, которые имели высокие оценки как музейных работников, специалистов в IT-технологиях, так и пользователей.

Дополненная реальность (augmented reality, AR) – новейшая технология, которая используется в кино, на телевидении, а также в медицине и военной технике. Данная технология может эффективно применяться в современных музеях, городских экспозиционных проектах, в туристической сфере, в области образования.

Мультимедийные ресурсы объединяют сразу несколько передовых технологий: технологии дополненной реальности (AR), GPS-навигации и распознавания QR-кодов. В том числе, они поддерживается смартфонами на базе платформ iOS и Android и может быть доступно в Android Market и App Store, как самыми распространенными.

Одной из основных задач проектов является внедрение современных технологий в музейную и образовательную сферу, поддерживая мировые тенденции использования технического оснащения учреждений культуры.

Созданные ресурсы позволят посетителям музеев, памятников, архитектурно-ландшафтных ансамблей не только совершить самостоятельную экскурсию, но и посмотреть, как выглядел ансамбль или памятник в прошедшие столетия, увидеть уже несуществующие объекты и детали, получить необходимый текстовый или звуковой комментарий.

Один из подобных ресурсов, разработанных в последние годы, посвящен уникальной всемирно известной церкви, находящейся в Великом Новгороде.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице.

Церковь Спаса  на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году, единственный в мире храм, где мы можем увидеть фрески кисти Феофана Грека. Храм был расписан в 1378 году.

Храм был построен жителями Ильинской улицы (почему и получил такое название).  Каменной постройке предшествовала деревянная церковь, известная с XII века благодаря уникальному образу Божией Матери «Знамение», сохранившемуся до нашего времени. Сейчас икона «Знамение» хранится в Софийском соборе, являясь одно из самых значительных и чтимых  святынь Новгорода.

Церковь Спаса на Ильине, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Наружный декор отличается редким богатством.

О росписи храма упоминается в Новгородской летописи. Знатный новгородский боярин- заказчик работ, пригласил для росписи храма одного из величайших мастеров своего времени. Феофан Грек был к тому времени известным константинопольским живописцем.

Роспись храма сохранилась далеко не полностью. Большая ее часть погибла во время многочисленных пожаров и ремонтов, однако то, что сохранилось — единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. Но и небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана.

Полностью сохранилась лишь роспись купола и барабана. В зените купола в медальоне изображён Спас Вседержитель. Бесспорно, это одна из самых известных древнерусских фресок, сохранившихся до наших дней.

В основном пространстве храма сохранились только очень небольшие фрагменты фресок (хотя возможно, что обнаружены еще не все сохранившиеся фрагменты).

Хорошо сохранились фрески в Троицком приделе на хорах в северо-западном углу храма.

Феофан Грек создал собственную, очень необычную, манеру письма. Она входит в особое экспрессивное направление стиля византийской живописи XIV века, ярко проявившееся в Новгороде (церкви Успения на Волотове поле и Фёдора Стратилата на Ручью). Феофан создал сильнейшие образы в православном искусстве.

Мультимедийный ресурс «Церковь Спаса на Ильине».

На основе исторических материалов создается мультимедийный информационный источник, включающий в себя как материалы по церкви Спаса на Ильине, так и по историческому и средовому контексту того времени.

Виртуальные экскурсии подробно иллюстрированы архивными фотографиями, подлинными документами, рисунками. Посетители смогут познакомиться с искусствоведческими исследованиями, литературные произведениями, посвященные этому памятнику, интересными историческими фактами. Наряду с подробным описанием всех экскурсионных объектов, возможен доступ ко многим научно - исследовательским материалам, посвященным объекту.

Подобный ресурс  отличает многоуровневый и многофункциональный характер,  возможность совершенствования во времени, способность к экстраполированию методов применительно к сходным культурно-историческим и архитектурно-художественным объектам, вовлечение в работу над проектом специалистов самого различного профиля, ориентированность на широкое распространение продукта исследований в различных формах воплощения.

 Создание единого источника информации, на основе многослойной исторической  реконструкции, помогает понять и ощутить условия, когда создавался  тот или иной памятник архитектуры, историческая застройка, почувствовать связь времен, воспроизвести утраченное, восстановить недостающие данные по каждому памятнику, дополнить имеющиеся традиционные базы данных по искусству. При наличии достаточного объема исходных данных, возможно представить памятник на различных этапах строительства и развития, разобрать и продемонстрировать варианты реконструкции, наглядно показать особенности планировочных решений. То есть, многослойная компьютерная реконструкция, выполненная в форме интерактивной модели на основе технологий «дополненной реальности», дает возможность посмотреть не только на конкретный памятник, но позволяет получить сведения, связанные с этим памятником, оставленные людьми на протяжении всего времени его существования. 

Характерен комплексный подход к формированию экскурсионных информационных ресурсов, посвященных памятникам и музейным коллекциям. Создание и демонстрация виртуальных объектов, исторических реконструкций, интерактивных экспонатов, воссоздание уже утерянных фрагментов дает возможность перейти на качественно новый уровень изучения и сохранения культурного наследия.

Электронный паспорт.

Одним из важнейших результатов проекта является создание т.н. «электронного паспорта» объекта. Он представляет из себя систему архитектурных чертежей, выполненных по точным архитектурным и геодезическим обмерам, на которые «наложены» фотографии с фрагментами росписи, оригинальными текстурами. На основе этих чертежей возможно создать объемную трехмерную модель памятника.

Также, точная трехмерная модель может быть создана и средствами трехмерного сканирования, но в этом случае, полученные  материалы потребуют дополнительной обработки. Бесспорно, объемное сканирование значительно облегчает задачи фиксации объекта. Но мы говорим о достаточно сложной значительно утраченной поверхности, имеющей штукатурную основу с фрагментами красочного слоя, утратами, трещинами и т.д. На созданной модели случайная трещина будет отображена настолько же активно, как и авторский красочный мазок, формирующий сложную фактуру живописной поверхности. Цифровая копия, созданная путем механического сканирования будет полезна только реставраторам для абсолютной научной фиксации стен.  А для непосредственного художественного восприятия цифровой копии, она должна быть значительно доработана «в ручную». Так как, основной принцип любого произведения искусства- это композиция, соподчинение второстепенного главному, соответственно, только путем композиционного  художественное отбора можно создать и копию изображения.

Подобная «карта» интерьера, в первую очередь,  позволяет зафиксировать сегодняшнее состояние росписи, наглядно и системно показать любые изменения, произошедшие за прошедшие и будущие годы исследований - реставрационные вмешательства, естественные утраты, а также раскрытые новые фрагменты.

«Электронный паспорт» или цифровая копия памятника может рассматриваться как оптимальная форма  хранения и фиксации музейных объектов. Так же подобный ресурс может использоваться при реставрационных работах как основной документ памятника.

Электронный паспорт позволяет вносить изменения и уточнения по мере ведения научно-исследовательских работ.

Создание аналоговой реконструкции.

Как и многие памятники древнерусской архитектуры и искусства, церковь Спаса на Ильине неоднократно подвергалась разрушительным воздействиям. Как нам известно, большинство памятников Великого Новгорода пострадали во время Второй мировой войны. Однако уникальный ансамбль росписи церкви Спаса на Ильине, сохранившийся лишь фрагментарно, был утрачен значительно ранее вследствие многочисленных пожаров и ремонтов. Сохранился небольшой объем архивной фотофиксации, содержащей какую-либо информацию, дополняющую сегодняшнее состояние росписи. Мы можем создать достаточно точную реконструкцию росписи церкви Спаса на Ильине, опираясь, в основном, на искусствоведческие описания, материалы реставраторов и археологов. Также, мы знаем, что сохранились памятники- аналоги, достаточно близкие по времени, стилистике и манере исполнения.

В данном случае восстановление росписи является задачей, решение которой, за недостаточностью документальных свидетельств, возможно только путем искусствоведческого анализа. Целью такой реконструкции является визуальное воссоздание памятника, создание атмосферы, образа. Выбор той или иной концептуальной схемы реконструкции, а также и конкретной методики, зависит не только от степени сохранности объекта или технологических возможностей, но и от ориентации на определенный тип восприятия произведения искусства. В этом состоит художественно-эстетическая сущность реконструкции.

На практике аналоговая реконструкция объединила опыт специалистов различных профессий. В процессе воссоздания принимают участие историки, искусствоведы, архитекторы, реставраторы. Практическое же осуществление работ возлагается на специалистов соответствующей области знаний- художников, архитекторов, специалистов компьютерной графики.

Созданная реконструкция и легла в основу мультимедийного ресурса по церкви Спаса на Ильине.