Розанов

Иван
Васильевич
Читаемые курсы: 
История клавирного искусства
Читаемые курсы: 
Клавирная педагогика и исполнительство
Читаемые курсы: 
Класс клавесина
Читаемые курсы: 
Проблематика музыкальных трактатов барокко

Профессор Кафедры органа, клавесина и карильона СПбГУ, доктор искусствоведения (родился в 1938 в городе Пекине; в 1957 г. репатриировал в СССР) - пианист, клавесинист, историк и теоретик клавирного искусства. Окончил в 1966 г. Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано у заслуженного артиста, профессора Александра Ивановича Ихарева и там же аспирантуру под руководством профессора, доктора искусствоведения Л. А. Баренбойма (1971). Работает в С.-Петербургской консерватории с 1971 г. В 1995 г. студент фортепианного класса И. В. Розанова Антон Болдырев завоевал звание лауреата (II премия) на международном конкурсе им. Баха в Саарбрюкене (Германия). Ольга Котлярова – лауреат второй премии по клавесину на конкурсе-фестивале «Австрийская барочная Академия - 2005». Евгения Казакова и Елена Чупахина – лауреаты Первого межвузовского конкурса клавесинистов, проводимого в Санкт-Петербургской консерватории.

Кандидатская диссертация "Принципы клавирной педагогики и исполнительства во Франции и Германии первой по­ловины XVIII века (на материалах французских и немецких трактатов)" (1981) выполнена под руководством Л. А. Баренбойма. С 1999 г. Докторская диссертация (От клавира к фортепиано. Из истории клавишных инструментов. Санкт-Петербург. Издательство “Лань”, 2001), выполненная в виде монографии на кафедре теории, критики и практики музыкального искусства Санкт-Петербургской консерватории, заведующая кафедрой профессор, доктор искусствоведения Лариса Георгиевна Данько, защищена в апреле 2002 г.

И. В. Розанов заведует кафедрой органа и клавесина, образованной при фортепианном факультете Санкт-Петербургской консерватории. Начиная 1987 г. по настоящее время ведет класс клавесина (сперва как факультативный предмет, затем ¾ как специализация). С 2006 ― также ведет класс клавесина и лекционные курсы в Санкт-Петербургском университете (Факультет искусств).

           Научные интересы И. В. Розанова находятся в основном в сфере теории и практики западно-европейского музыкального (главным образом ¾ клавирного) искусства XVI-XVIII столетий. ПУБЬЛИКАЦИИ: монография, написанная в соавторстве с кандидатом искусствоведения (ныне доктором искусствоведения), А. А. Пановым: Ivan Rosanoff and Alexei Panov. ESSAYS on Problems of Rhythm in Germany in the XVIII-th Century: Overdotting and the so-called Taktenlehre (a research of sources). Musik-Edition Lucie Galland. ¾ Heilbronn (Germany), 1996. Две работы посвящены проблемам исполнения орнаментики в музыке далекого прошлого: Розанов И. В. К проблеме орнаментики в Искусстве фуги И. С. Баха. Текстология и интерпретация. // ВТОРЫЕ БАХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: ИСКУССТВО ФУГИ. Материалы научной конференции, март 1993 г. - СПб, 1993. с. 94-128; Трактат Николо Паскуали (Эдинбург, ок. 1758) и проблемы исполнения орнаментики в английской музыке конца XVII- первой половины XVIII вв. // ИССЛЕДОВАНИЯ, ПУБЛИЦИСТИКА. К XX-летию кафедры музыкальной критики. Сборник научных статей. Санкт-Петербургская Государственная консерватория. - 1997, с. 242-320.

Большое место в исследованиях И. В. Розанова занимает фигура К. Ф. Э. Баха; последний фактически является “главным действующим лицом” в монографии От клавира к фортепиано. Исполнительские принципы К.Ф.Э.Баха освещаются во втупительных статьях к следующим изданиям И. В. РОзанова: К.Ф.Э.Бах. СОНАТЫ для фортепиано. Sonaten für Klavier. Вступительная статья, редакция, текстологическая работа И. В. Розанова. Тетрадь I, - Л., 1988; тетрадь II, Л., 1989.

В соавторстве с А. А. Пановым на русском языке опубликован ряд работ: Альтерация ритма пунктирных фигур в инструментальной музыке Германии второй половины XVIII в. - Л. 1991; Временная организация музыки барокко. (Традиция неровных нот.) // История, теория, исполнительская практика. - Л. 1991; “Les Notes Inégales” и их использование в интерпретации французской музыки XVIII столетия. // Органное искусство, вып. 3. — М., 1995. с. 89‑94. CLAVIERSCHULE В. А. Моцарта // Критика. Публицистика. Страницы истории. К ХХХ-летию кафедры музыкальной критики. Сборник статей. Санкт-Петербург, 2006, с. 245-265. О пральтриллере К. Ф. Э. Баха. // ВОСЬМЫЕ БАХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: РАБОТА НАД ФУГОЙ: МЕТОД И ШКОЛА И. С. БАХА. Материалы конференции, 20-27 апреля 2006 года. Санкт-Петербург, 2008 г.,31-65.

Доклады и лекции на английском языке читались И.В.Розановым в Университете Вены в 1992 в Institut für Musikwissenschaft der Universität Wien на тему: “Исполнение трели в клавирной музыке первой половины XVIII в. Аутунтичные материалы и противоречия в их интерпретациях современными учеными”, в Вашингтоне в  George Mason University (1997 г.) на тему: “Концепция альтерации ритма И. И. Квантца и ее толкования в XX в.”, там же  мастер-класс по специальному фортепиано с лекцией на тему: “Трактат Франсуа Куперена: основные принципы клавесинного исполнительства”.

Публикационная активность в системе Pure
i.rozanov@spbu.ru