Копирование

В рамках работ над созданием реконструкции ансамбля росписи церкви Спаса на Нередице, осуществляется ежегодные экспедиции с целью копирования сохранившихся фрагментов росписи.

Достаточно важным источником информации для создания живописной реконструкции росписи являются цветные копии, созданные в разное время.  В музеях Санкт- Петербурга и Великого Новгорода собраны коллекции лучших копий с фресок храма Спаса на Нередице, сделанных в разное время специалистами копийных мастерских древнерусской живописи. Копии фресок, сделанные в храме до их утраты, позволяют составить представление о первоначальной системе Спасо-Нередицкой росписи.

Мировую известность Нередица приобрела благодаря выставке в Париже, где экспонировались копии росписи- в 1867 году на Всемирной выставке   московский художник Н.А. Мартынов[i] представил копии нередицких фресок. Реакция на серию акварельных зарисовок была настолько восторженной, что за исполнение копий автору была вручена золотая медаль[ii]. Позже, эти копии стали известны и в России.

За последующие годы многие художники работали над копиями росписи Нередицы. Такие специалисты, как художник В. А. Прохоров, архитектор Л. М. Браиловский[iii], исследователи Санкт-Петербургского университета Л. А. Мацулевич[iv], Н. Л. Окунев[v] и Н.П. Сычев[vi], художники Н. И. Толмачевская[vii], Л. А. Дурново[viii], Т. С. Щербатова[ix].

Вся коллекция нередицких копий раскрывает и показывает характеристики живописный ансамбль в достаточно полном объеме. Все специалисты дополняют друг друга, имея свой взгляд на особенности росписи.

Самое ценное, что несут копии- это информация о цвете.  Основные копии были сделаны в 19-ом и 20-ом веках. Следует понимать, цвет росписи достаточно сильно изменился за несколько веков, также, за это время был частично утрачен и рисунок, детали, верхние слои краски. Возвращаясь к методике научного копирования, которая была разработана Л.А.Дурново, мы видим, что в ее копиях и копиях ее учеников переданы даже утраты, трещины и следы мелких повреждений. Если методика включала такой внимательный подход и скрупулезное повторение деталей, то внимание к таким важнейшим характеристикам, как цвет, было столь же высоким. Следует отметить, что живопись, как таковая, не имеет фиксированного постоянного определения цвета, так как любой цвет меняется в отношении к другому. Невозможно дать объективное описание какого-либо одного цвета в пространстве. Более того, монументальная живопись- это цвет, привязанный к архитектуре, а, следовательно, и к освещению. Это представляет большую сложность при копировании, так как освещение в храме все время меняется, следовательно, меняются и цветовые, и тональные отношения, и теплохолодность. Художник вынужден тонко оценивать и внимательно следить за соответствием цветового состояния копии и оригинала.   

Конечно, масштабные, детально выполненные копии (Л.А.Дурново, Т.Ю.Щербатова) дают нам представление об утраченном рисунке, позволяют изучать стилистику утраченного изображения, детали, послойность живописи. Но большую ценность для представления общего колорита живописи и композиции цвета дают нам пространственные,  живописные копии (Л.М.Брайловский, Н.П.Сычев).

Кроме изучения копий, созданных за все годы изучения Спаса на Нередицы и других памятников древнерусского искусства, огромную пользу в процессе реконструкции росписи несут и экспедиции авторского коллектива, организованные в 2011-2012  годах. За время работ, были сделаны копии композиций и фрагментов росписи, сохранившиеся в храме[x]. Кроме этих работ, были сделаны копии фрагментов штукатурки, находящиеся в реставрационных мастерских Новгородского государственного объединенного музея-заповедника[xi]. Эти работы оказались невероятно полезными для продолжения реконструкции. В первую очередь, в процессе копирования достаточно легко приобретаются навыки передачи стилистики исполнения (рисунок, линия, движение мазка, исполнение детали и т.д.). Мы знаем, что обучение во многих мастерских в истории мирового искусства осуществлялось через копирование работ мастера. Повторяя  произведения искусства  достаточно быстро погружаешься в него и начинаешь чувствовать особенности манеры исполнения автора. 

Хочется отметить, что все копийные работы, которые были осуществлены на Нередице, дают представление о величии и уникальности росписи, позволяют продолжать исследования, являются огромным вкладом всех авторов в сохранение этого памятника. 

Перечень музейных предметов, подлежащих копированию сотрудниками Института искусств СПбГУ:

2011 год

Церковь Спаса Преображения на Нередице. Композиции на северной стене и в диаконнике.

 

  • Композиция «Крещение», фрагменты:

Фрагмент 1 (размер 0,75*0,80 м)

Фрагмент 2 (размер 1,05*0,95 м)

Фрагмент 3 (размер 0,65*1,10 м)

  • Композиция «Святые жены Домника и Устиния» в южной части дьяконника

(размер 1,55*1,55 м)

  • Фрагменты композиции «Страшный суд», западная стена (0,50*0,30 м, 1,10*0,80 м)
  • Фрагменты росписи, находящиеся в реставрационных мастерских Музея (размер не превышает 0,40*0,30), 10 фрагментов.

2012 год

Церковь Спаса Нередице. Композиции на южной стене и в диаконнике.

  • Композиция «Святые жены Зиновия и Риписимия» в северной части дьяконника (размер 1,55*1,55 м)
  • «Святая Татьяна» (размер 1,40*1,80м)
    • «Святая Евфимия» в аркосолии  (размер 1,40*1,80м)
    • «Изображение Херувима»  (размер 1,40*1,80м)
    • «Святая Доменика» (размер 1,40*1,80м)
    • «Святой Тимофей» в восточном склоне арки прохода из диаконника в алтарь (размер 1,10*1,90 м)
    • «Святитель Петр Александрийский» в алтаре (размер 1,70*1,90 м)

Реставрационные мастерские НГОМЗ:

  • Фрагменты росписи, находящиеся в реставрационных мастерских Музея (размер не превышает 0,50*0,60м), 3 фрагментов.


[i] Памяти Н. А. Мартынова // Русский архив. 1895. № 5. С. 122; Мартынов Н. А. // Императорское Московское Археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования (1864–1914 гг.). М., 1915. Т. II. 1. Библиографический словарь членов общества. С. 294; С. 224.; Пивоварова Н. В. Н. А. Мартынов и его рисунки древнерусских памятников // Гос. Русский музей. Тезисы конференции, посвященной итогам научно-исследовательской работы за 1990 г. Л., 1991. С. 16–18; Она же. Н. А. Мартынов и его рисунки древнерусских памятников // Проблемы изучения истории Русской Православной церкви и современная деятельность музеев. М., 2005. (=Труды ГИМ. Вып. 152). С. 231–251; Она же. Мартынов Н. А. // Великий Новгород. История и культура IX–XVII веков. Энциклопедический словарь. СПб., 2007. С. 287–288.

[ii] Вместе с копиями росписи Нередицы были экспонированы рисунки рязанских церквей

[iii] Браиловский Леонид Михайлович (23.05.1867, Харьков — 07.07.1937, Рим). Архитектор, художник театра и живописец

[iv] Мацулевич Леонид Антонович (1886-1959), искусствовед и фотограф Императорской Археологиеской комиссии. Участник новгородско-псковской экспедиции в 1909-1910 гг. После революции недолгое время работал в Русском музее, а с 1919 по 1949 гг. в Эрмитаже. Преподавал в ленинградском институте Истории искусства и в Ленинградском университете. Мировую известность получила его книга о произведениях византийского художественного серебра, изданная на немецком языке в 1929 г. Овладев мастерством фотографа, Л. А. Мацулевич сделал околотрехсот снимков с фресок церкви Спаса на Нередице, Спаса на Ковалеве и церкви Феодора Стратилата, а так же фото фресок Снятогорского храма Рождества Богородицы в Пскове, среди которых имеются недавно обнаруженные цветные фотографии с фресок Успенской церкви с Волотова поля и Спаса на Нередице. Л. А. Мацулевич - автор первой научной публикации волотовских фресок, осуществленной Императорской Академией художеств в 1912 г. В Пскове им производилась фотофиксация состояния фресок собора Рождества Богородицы Снятогорского монастыря, многие архитектурные памятники, которые были запечатлены им в негативах на фотопластинках.

[v] Н. Л. Окунев

[vi] Н. П. Сычев

[vii] Н. И. Толмачевская….. См. о Н.И. Толмачевской: Земцов С. Фрески двух народов // Декоративное искусство СССР. 1966. № 8. С. 38–41; Биографические сведения о копиистах. Сост. А. А. Мальцева, Н. В. Пивоварова // Дионисий в Русском музее. К 500-летию росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря. СПб., 2002. С. 133.

[viii] Л. А. Дурново….. См.  о Л. А. Дурново: Лазарев В. Н. Лидия Александровна Дурново. Некролог // ВВ. 1963. Т. XXIII. С. 322–323; Степанян Н. С. О Лидии Александровне Дурново (1885–1963) // Дурново Л. А. Очерки изобразительного искусства средневековой Армении. М., 1979. С. 7–15; Ашнин Ф. Д., Алпатов В. М. Дело славистов: 30-е годы. М., 1994. С. 231 и др.; Кызласова И. Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси. 1920–1930-е годы. По материалам архивов. М., 2000. С. 296. Прим. 16; Биографические сведения о копиистах. Сост. А. А. Мальцева, Н. В. Пивоварова. С. 131.

[ix] Т.С.Щербатова-Шевякова- ……………..

[x] Фрагменты композиции «Крещение», фрагменты композиция  «Святые жены Домника и Устиния» в южной части дьяконника, фигура «Святой Тимофей» в восточном склоне арки прохода из дьяконника в алтарь, «Святитель Петр Александрийский» в алтаре. Авторы Т.В.Ласка, И.В.Цымбал, А.М.Филиппов.

[xi] Было сделано более двадцати копий небольших фрагментов росписи (средний размер фрагментов 0,40*0,30 см).