МАСТЕР-КЛАСС «Сочинения Фрескобальди переписывал для себя Бах»

В Органном зале факультета искусств состоялся мастер-класс профессора из Италии Маргариты Далла Веккью.

В перекрестный Год Италии в России и России в Италии северная столица получила немало подарков. Один из них - посещение нашего города профессором Маргаритой Дала Веккья, титулярной органисткой нескольких соборов Италии. В среду, 19 октября, она участвовала в качестве комментатора и исполнителя в концерте «Влияние итальянской музыки на органную литературу» в Мальтийской капелле (Садовая, 26):  в подготовленной ею программе звучали произведения Баха, Габриэли,  Букстехуде, Петрали, Босси, Капоччи. Утром следующего дня профессор Веккья поделилась приемами органного искусства со студентами кафедры органа, клавесина и карильона факультета искусств СПбГУ.

Тема лекции: золотой век органной музыки в Италии, и ее влияние на европейскую традицию.  Формат мастер-класса предполагает активное включение слушателей, поэтому студенты сидели полукругом на сцене зала, их внимание было приковано к прямоугольнику света над клавиатурой органа. Там происходило таинство диалога мастера и инструмента - диалога на равных.  

 После небольшого вступления  про то, как композиторы и исполнители Италии, начиная с конца  XVI века, все более индивидуализировали и усложняли партию органа, превращая церкви в залы для пропаганды новых форм музицирования (вплоть до вариаций на темы народных песен и танцев как составляющей фуг и токкат), профессор Веккью берет мощные аккорды с разницей в октаву:

- Драматико эффекто!., - восклицает лектор, - владение органом позволяет передать все потрясения человеческой души в горе и радости, в минуты подавленности и высочайшего творческого подъема. Начнем с канцоны, простейшей формы сочинения. Прошу!..

Следуя ее жесту, за инструмент садится студентка и раскрывает ноты. Приглашенный же профессор все два с половиной часа, отведенных на проведение мастер-класса, провела на ногах, комментируя исполнение, по-итальянски экспрессивно помогая себе жестами. Ведя урок на английском языке, она иногда помогала материалу «зазвучать» в буквальном смысле слова - начинала петь. И тогда слушатели удивлялись тому, как менялся тембр ее голоса с легкой хрипотцой - а’капелльное пение было легким и безупречным,   слух - идеальным.

Синьора Веккья  рассказала немало интересного про  Джилорамо Фрескобальди, органиста собора  св. Петра в Риме. Его виртуозная игра привлекала тысячи слушателей. Особой популярностью пользовались токкаты Фрескобальди. Строгая и пластичная полифония его органных произведений, естественно питаемая итальянским песенным мелосом, стала новым этапом в развитии итальянского инструментального стиля. Известно, что сочинения Фрескобальди живо интересовали И. С. Баха, который переписывал их для себя. Замечательный итальянский органист имел многочисленных учеников из разных стран Европы. У него учились такие известные немецкие композиторы-органисты, как Иоганн Каспар Керль и Иоганн Якоб Фробергер.  

Для разбора одной из канцон Фрескобальди к инструменту была приглашена студентка второго курса Алина Магданова, сочетающая обучение в университете с преподаванием в музыкальной школе города Пушкина. На вопрос, какие открытия принес ей мастер-класс Маргариты Дала Веккью, Алина ответила:

- Знаете, открытия были, их два. Во-первых, я пересмотрела свое отношение к исполняемой вещи, раньше она мне казалась танцевальной, но в процессе общения с профессором Веккью я убелилась, что это скорее вокальная вещь. А во-вторых, синьора сказала мне, что для игры на органе достаточно четырех пальцев, пояснив: в старых итальянских инструментах была маленькая клавиатура, и можно было «забыть» про большой палец.

Собственно, ради подобных «открытий», ради живого профессионального общения с преподавателями, студентами, магистрантами факультет искусств и приглашает мастеров уровня Мргариты Далла Веккья.

Наталья Васильева

 

 

 

 

На фото: профессор М.Д. Веккья.