Музей В. В. Набокова вновь примерил весенний «наряд» от факультета искусств

Конец апреля – а это значит, что Музей В.В. Набокова снова открывает свои гостеприимные двери для тех, кто неравнодушен ко всему новому, выразительному, трогательному и по-весеннему свежему.

Традиционная выставка «Весна графического дизайна» на этот раз собрала творческие работы как совсем еще юных художников, так и фактически признанных профессионалов – недавних выпускников факультета искусств. Как отметила на открытии экспозиции 23 апреля заведующий кафедрой дизайна Ксения Григорьевна Позднякова, это еще раз доказывает, что настоящие творческие произведения не заканчивают свою жизнь после защиты дипломной работы. «Эти проекты живут даже после того, как они выполнили свою конкретную функцию - продемонстрировали квалификацию автора. Но при этом они еще и выдерживают выставочный формат на достаточно хорошем музейном уровне».

Выставочный проект осуществляется в два этапа – первый из них, который продлится до 10 мая, посвящен ежегодной конференции «Набоковские чтения». Неудивительно, что так или иначе все представленные работы связаны с произведениями, биографией и самой личностью писателя. В этом году экспозиция впервые объединяет результаты работ сразу по нескольким направлениям и образовательным программам факультета искусств: графический дизайн, фотография, мультимедиа-проект и реставрация. «Эти разные жанры в одном выставочном пространстве не мешают друг другу, а смотрятся очень цельно, гармонично и интеллигентно. Тема творчества Набокова, тема его музея позволила соединить эти работы в одном проекте, и получился настоящий синтез различных музейных ремесел», - подчеркнула Ксения Позднякова.

Дизайнеры-графики 2 курса попробовали себя в таком популярном жанре, как фотоколлаж. Вдохновленные атмосферой и уникальными экспонатами музея Владимира Набокова, историческими интерьерами, фотографиями и, конечно, знаменитой коллекцией бабочек, студенты создали яркое, свежее и стилистически выдержанное художественное пространство. Цветное крыло бабочки, словно бьющейся в окно старинного петербургского дома, проступающие, будто из небытия, строчки чернильной рукописи, строгое лицо писателя, задумчиво взирающего с высоты прожитых в изгнании лет на родительский кров – эти и другие мотивы дают немало пищи для философских раздумий и о сюжетах книг, и о самой жизни Владимира Владимировича.

Эту тему – только уже в ином жанре – продолжает проект «Графическое сопровождение Музея В. В. Набокова» Елизаветы Кочетовой, год назад проводившей магистерское исследование на тему «Роль цветовых концепций в создании графического обеспечения малых музейных и выставочных пространств». Постеры, афиши, программки, буклеты, пригласительные билеты, сувенирные пакеты, оформление интерьера выполнено в современной технике паттерн. Приглушенная цветовая гамма, мягкая, но четкая и выверенная композиция элементов, сами детали, послужившие основой для паттерна (старинная посуда, мебель, шахматные фигуры, изящные женские аксессуары, цветы и растения) представляют в целом очень верное отражение как многоплановости и многофункциональности музея, так и сложных, глубоко психологичных и стилистически изысканных произведений Владимира Набокова.

«Это своеобразный симбиоз музея, творчества Набокова и самой личности Лизы, у которой возникла творческая потребность научиться делать паттерн - современный орнамент. Мы учились этой технике, решали конкретные задачи - как совместить, скомпоновать, настроить по цвету элементы выбранного ею образного ряда. Что касается восприятия этих образов, соотношения их с творчеством и личностью Набокова, то многие моменты у нас с Елизаветой совпали.  Например, я считаю одним из лучших ее мотивов шахматы, эти то ли человеческие, то ли шахматные фигурки. Это был важный этап в проекте, я почувствовал, что мы действительно на одной волне, что у нас все получится. Несколько паттернов музей Набокова уже использовал для оформления своей информационной продукции, может быть, и многое другое со временем найдет свое применение», - рассказал научный руководитель Елизаветы Кочетовой доцент кафедры дизайна СПбГУ Максим Викторович Филиппов.

Еще одна ученица Максима Филиппова, выпускница магистратуры по направлению «Мультимедиа» Жанна Смирнова представила на выставке одно из своих трех произведений, объединенных темой времени. Пространственно-временная мультимедиа-проекция «Песочные часы», основой которой стал этот известный символ времени, преображающийся в знак бесконечности,  одновременно проста и насыщенна смыслами и вариациями настроения. Как пояснил преподаватель Жанны, данный проект интересен именно чистой концепцией, которая с помощью методов дизайна стала ясной и доступной для зрителя, дающей возможность самому воспринять эту видеокартину без комментария или дополнительного объяснения. Как говорит сама художница, на многое в этой работе ее вдохновили глубина переживаний, тема самоанализа, самопознания, философского восприятие мира в произведениях Владимира Набокова.

«В «Песочных часах» я хотела показать  перетекание прошлого, настоящего и будущего. Как перетекает золотой песок времени, состоящий из букв и цифр, которые превращаются друг в друга, как они трансформируются и проявляются в идее бесконечности. В одном моменте буквы сливаются, появляется число 121 – три слова, которые человек успевает произнести за одну секунду. Так бесконечность противопоставляется одной секунде», - рассказала Жанна Смирнова. Упорядоченность смен времен года, течения часов и минут успокаивает, но гнетет предсказуемостью и однообразием, бесконечность пространства и времени вдохновляет, но пугает неизведанностью. И лишь постоянно балансируя на этой серебряно-золотой, черно-белой, четкой и прозрачной, неуловимой обыденными чувствами грани, можно удержаться и познать самого себя.

В более практическом смысле идея соединения воспоминаний о прошлом и надежды на будущее воплощена в проектах, выполненных специально для Музея В.В. Набокова кафедрой реставрации факультета искусств СПбГУ. Как рассказал заведующий кафедрой Владимир Сергеевич Торбик, сотрудничество с музеем длится уже 5 лет, и этот срок позволил увидеть наглядный результат приложенных усилий. Здесь реставраторов, выполняющих свою магистерскую работу, ожидал весьма интересный материал – Зеленая гостиная (о которой не раз вспоминал в своих произведениях В. В. Набоков) и предметы мебели и интерьера. «Мы сами удивляемся тому, какой неожиданный облик приобретает гостиная, и тем, как постепенно пространство музея заполняется вещами, аутентичными его эпохе и атмосфере», - заметил Владимир Сергеевич. Важно, что все реставрационные работы проходят на очень высоком, профессиональном уровне и получают отличную оценку от инспекции по охране памятников. 

С 11 по 25 мая в Музее В.В. Набокова пройдет вторая часть экспозиции «Весна графического дизайна» - свои работы представят дизайнеры-графики первого курса магистратуры СПбГУ. В эту экспозицию войдут графические автопортреты, выполненные в традиционной технике «трафарет», и дизайн-проекты на тему «Карандаш художника» - творческое исследование графических стилей таких мастеров, как Рерих, Шагал, Климт, Ван Гог, Кандинский, Фигурина.

Музей В. В. Набокова вновь примерил весенний «наряд» от факультета искусств