Портреты основоположников физиологии вернулись в исторические интерьеры СПбГУ благодаря студентам-реставраторам

К столетию учреждения Физиологического общества им. И. П. Павлова студенты-реставраторы СПбГУ восстановили исторические портреты основоположников физиологической науки.

Первый университет России обладает богатой коллекцией произведений искусства, ставших свидетелями его почти трехсотлетней истории. Предметы живописных и интерьерных коллекций со временем требуют восстановительных работ, поэтому к специалистам в области реставрации – преподавателям и студентам СПбГУ – часто обращаются за помощью их коллеги с других направлений.

Портреты основоположника физиологии и эмбриологии Уильяма Гарвея, стоявшего у истоков рефлексологии Рене Декарта, создателя русской физиологической школы Ивана Сеченова, основателя науки о высшей нервной деятельности Ивана Павлова и автора учения о парабиозе (реакции клеток на действие раздражителей) Николая Введенского были восстановлены студентами-реставраторами под руководством доцента СПбГУ, члена Союза художников России Владимира Торбика. Восстановление холстов провела магистрант Наталья Царева, а реконструирование рам было выполнено студентками 2 курса Дарьей Бритвиной и Галиной Бусыгиной.

«За полвека картины потеряли свое экспозиционное состояние: полотна были загрязнены, кое-где имелись прорывы и провисания холста. На избавление их от следов времени ушел примерно месяц», – комментирует Владимир Торбик. Особого внимания потребовали рамы, выполненные в стиле сталинского ампира. Чтобы восполнить утраты гипсовой порезки орнамента – лавровых венков с лентами, пришлось изготовить форму, отлить в гипсе недостающие части и установить их на место. Кроме того, не очень сухая древесина привела к появлению кракелюра на шпатлевочном слое, но он был сохранен как свидетельство времени. По словам Дарьи и Галины, на работу с рамами также потребовалось около месяца. «В процессе реставрации часто отлетали гипсовые элементы, и самым сложным в этой работе было закрепление слабо держащихся деталей», – рассказала Дарья.

Портреты были изготовлены в 1965 году по заказу профессора Иосифа Ивановича Грачёва, директора Института физиологии ЛГУ. Авторами картин стали художники Л. Мурзин и Б. Кипарисов, мастера живописно-скульптурного комбината Ленинградского отделения Союза художников.

 

Идея обратиться за помощью к коллегам-реставраторам принадлежит почетному профессору СПбГУ, академику РАН, нейрофизиологу Александру Даниловичу Ноздрачеву. Обновление картин было приурочено к памятной для петербургских физиологов дате – столетию Физиологического общества им. И. П. Павлова, учредительный съезд которого состоялся в Петрограде 6 апреля 1917 года.

«Большое спасибо коллегам за мастерски проделанную работу. Очень важно, что портреты возвратились на свое место, ведь наш Университет призван не только передавать молодому поколению научные знания, но и повышать общей уровень культуры студентов», – подчеркнул Александр Данилович. Картины вернулись в исторические интерьеры 90-ой аудитории им. А. А. Ухтомского – центральной и старейшей аудитории здания Двенадцати коллегий, в стенах которой, по словам Александра Даниловича, проходили еще лекции Николая Васильевича Гоголя.

На этом сотрудничество реставраторов и физиологов не останавливается. На очереди – восстановление еще двух портретов, образцов школы русского авангарда, написанных в начале прошлого века. По словам Владимира Торбика, несмотря на достаточно запущенное состояние, по своей художественной ценности полотна достойны экспонирования в Русском музее. Работа по их восстановлению потребует и разработки методик, и подбора материалов, и серьезных архивных исследований.

Авторство картин точно не установлено, однако, по предположению профессора Ноздрачева, оно принадлежит Алексею Алексеевичу Ухтомскому, возглавлявшему университетскую кафедру физиологии человека и животных с 1922 по 1942 годы. «Ухтомский – уникальное для мировой науки и культуры явление. Это ученый, философ, мыслитель, который поставил перед собой цель познать природу человека. Автор учения о доминанте (принципах возбудимости нервных центров) владел несколькими языками, разбирался в богословии и философии, а также был прекрасным живописцем», – рассказал профессор Ноздрачев.

Кафедра реставрации СПбГУ не впервые проводит работы по восстановлению университетских экспонатов. «В целом мы стараемся принимать для тем выпускных работ объекты СПбГУ. Таким образом была проведена большая работа по восстановлению предметов мебели, связанных с жизнью Менделеева, а с 2007 года мы работаем над реставрацией Зеленой гостиной Набокова», – отметил Владимир Торбик.

Портреты основоположников физиологии вернулись в исторические интерьеры СПбГУ благодаря студентам-реставраторам
Портреты основоположников физиологии вернулись в исторические интерьеры СПбГУ благодаря студентам-реставраторам
Портреты основоположников физиологии вернулись в исторические интерьеры СПбГУ благодаря студентам-реставраторам
Портреты основоположников физиологии вернулись в исторические интерьеры СПбГУ благодаря студентам-реставраторам
Портреты основоположников физиологии вернулись в исторические интерьеры СПбГУ благодаря студентам-реставраторам
Портреты основоположников физиологии вернулись в исторические интерьеры СПбГУ благодаря студентам-реставраторам