Мария Шеметова: «Мы стали свидетелями рождения новой художественной школы»

Последнее в этом учебном году заседание Ученого совета факультета искусств СПбГУ состоялось в Музее-усадьбе Г. Р. Державина, на фоне выставки «Новые художники Нового кино».

Масштабная экспозиция, занявшая четыре музейных зала, представляет достижения студентов и выпускников кафедры мастерства художника кино и телевидения за десять лет. Здесь можно видеть живописные и графические работы, проекты костюмов и декораций, арт-объекты и эскизы к мультипликационным фильмам, созданные под руководством основателя Кафедры мастерства художников кино и телевидения СПбГУ Петра Петровича Конникова (1955-2017). С экспонатами выставки членов Ученого совета познакомила и.о. заведующей кафедрой мастерства художника кино и телевидения, доцент СПбГУ Мария Шеметова. Как отметила Мария Николаевна, инициатива организовать выставку в Музее-усадьбе Г. Р. Державина принадлежит петербургскому художнику-постановщику кино Вере Зелинской, которая очень высоко оценила творчество выпускников во время работы в государственной аттестационной комиссии СПбГУ.

Как отмечает Мария Шеметова, на занятиях молодые художники решают сложные творческие задачи. Одним из таких вызовов стало задание «Амаркорд». Получившее название по одноименному автобиографическому фильму Феллини, оно направлено на то, чтобы молодые художники создали сценарий своей жизни, рассказав о самом главном, ярком, душевном, любимом. «Для Петра Петровича было очень ценным, чтобы студенты «проживали» свои картины. Именно на этой ноте, как он был убежден, и рождается подлинное произведение изобразительного искусства», — рассказала Мария Николаевна.

Не менее важное место в процессе обучения отводится знакомству с мировыми литературными шедеврами различных жанров и направлений. Так, наряду с произведениями Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, и Ч.Диккенса, основой курсовых и дипломных работ  может стать, например, «Жизнь насекомых» В.Пелевина или «Дюна» Ф.Герберта. Анастасия Поташкина, ученица П. П. Конникова, а ныне преподаватель живописи и рисунка, посвятила свою дипломную работу по специализации «Художник по костюму» сентиментальному роману Пэлема Вудхауза, мастерски передав в ней дух эпохи.

«Выставка необычная, очень энергетически мощная. Мне нравится ее разноплановость. Каждая вещь в ней очень интересная и достойная, — отметила член Ученого совета факультета искусств директор ГМЗ “Петергоф” Елена Кальницкая. — Уверена, что у профессии художника кино большое будущее. И несмотря на то, что большую роль в нашей жизни начал играть компьютер, живое творческое начало никто никогда не отменит. Точно также, кстати, и с художниками книги, и с экскурсоводами… Творческое начало невозможно заменить ничем».

Разноплановые задания и задачи, которые ставятся перед обучающимися, призваны воплотить, пожалуй, самый главный принцип работы художника кино – цельность и универсальность, способность увидеть весь фильм в целом, мыслить одновременно как сценарист, режиссер, оператор и артист. Так, например, на одно из занятий Петр и Лариса Конниковы принесли своим студентам предметы быта и детские игрушки и дали задание превратить их в «живую историю»: написать сценарий репортажа с места событий и так сделать раскадровку, чтобы реальности – игрушечная и подлинная – обрели взаимосвязь. «Метод Петра Петровича отличает цельность и стиль, который пронизывает работы студентов всех трех специализаций. Здесь, безусловно, есть единая идея, очень серьезная, глубокая и вневременная», — подчеркнул профессор Иван Уралов.

По мнению Марии Шеметовой и ее коллег, официальное присвоение Кафедре мастерства художника кино и телевидения имени Петра Петровича Конникова стало бы не только данью памяти мастеру, но и закрепило бы рождение новой художественной школы в СПбГУ. Предложение коллектива кафедры было поддержано Ученым советом факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета.