МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ «УСАДЬБА СЕРГИЕВКА». ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ: СИНТЕЗ ТЕХНОЛОГИИ И ИСКУССТВА

Осипов Д.В.a, Уралов И.Г.b, Ласка Т.В.b, Петрова Ю.А.b

a - Биолого-почвенный факультет
b
- Факультет искусств

Активное развитие информационных технологий и их широкое применение привело к существенным изменениям в методах организации музейной, выставочной, образовательной и иной деятельности в области культуры и искусства. Мультимедийные технологии содействуют формированию современного музейно-выставочного пространства: аудио-гиды, компьютерные стенды, интерактивные панели, трехмерные проекции – все эти новшества призваны по-новому выстраивать экспозицию, эффективно расставляя акценты в музейном сценарии [1]. Посетителям виртуальных представительств музеев, опубликованных в сети Интернет, доступны разнообразные виртуальные туры и экскурсионные программы, цель которых – дополнить и расширить экспозицию реального выставочного пространства, позволить дистантно ознакомиться с интересующей коллекцией.

Постепенно виртуальные версии музейных экспозиций становятся самостоятельными информационными ресурсами, в которых аналоги реальных выставочных коллекций предстают в новом качестве: современные технологии виртуальных реконструкций и дополненной реальности позволяют демонстрировать объект любого масштаба и сложности на различных стадиях своего существования, в произвольном временнóм и пространственном контексте. Виртуальный музей оказывается новой формой выставочного пространства, он может дополнять реальную экспозицию, а может и выступать музейным центром, не имеющим реального аналога. В контексте выявленных тенденций развития современных музейных комплексов, выдвигаются новые требования не только к технологическому оснащению новых экспозиционных пространств, но и к их эстетической характеристике.

Общий подход к проектированию виртуального ресурса включает в себя следующие основные аспекты: соответствие принципам эргономики, соответствие эстетики и тематической направленности, точность воспроизведения, эффективность технологического подхода. Интерфейс эргономичной информационной системы ориентирован на потребности пользователя: направлен на решение конкретного набора задач, содержит интуитивно понятные элементы управления, имеет логически организованную навигацию. Принципы эргономики во многом определяют эстетику конечного мультимедийного продукта: функция задает структуру и, в определенной степени, цветовое и стилистическое решение. Технологические особенности проектирования и выбор среды разработки также напрямую зависят от функциональных требований.

Виртуальный музей, как информационная система, фактически является предметом дизайн-проектирования и представляет собой сплав искусства и технологии, в котором эстетическая составляющая не менее важна, чем демонстрация последних достижений в области программирования, трехмерного моделирования, лазерного сканирования и других инновационных методик. Практика показывает, что между красотой и удобством интерфейса существует самая непосредственная связь; более того, визуальная привлекательность в некоторых случаях способна компенсировать отдельные неудобства использования. Ничем не примечательная с эстетической точки зрения, но перспективная программа может вообще не найти дороги к широкому пользователю [2].

Формирование дизайнерского решения начинается уже с первого этапа проектирования, одновременно с формулированием концепции будущего музея, и во многом определяется его тематической направленностью. К примеру, если речь идет о классическом музейном комплексе, можно предположить, что интерфейс виртуального ресурса, посвященного такому объекту также должен иметь достаточно консервативную стилистику и нейтральное цветовое решение. Современный выставочный объект, напротив, может быть представлен в оригинальном, экспериментальном дизайне с применением цвето-графических акцентов и нестандартных композиционных решений.

Примером удачной реализации перечисленных принципов создания информационных систем может служить «Виртуальный музей русского примитива» (www.museum.ru/primitiv/), в котором авторам проекта удалось не только осуществить оригинальный  художественный замысел, но и организовать четкую структуру, сформировав цельный и удобный в использовании конечный продукт. Другим примером более консервативного дизайнерского решения является виртуальный музей «Соловки – ЮНЕСКО On-line» (http://www.museum.ru/solovki/), где также удачно решены функциональные и эстетические задачи.

Для эффективной работы в области создания и развития виртуальных музейных систем необходимо с первых шагов привлекать квалифицированных специалистов различных областей знаний: музейных сотрудников, художников, дизайнеров, специалистов в области информационных технологий, а также специалистов в области менеджмента и продвижения проектов. Для решения разнообразных задач, встающих перед музейным сообществом необходимо совместное участие разнопрофильных организаций, развитие партнерских отношений. Важной задачей является создание особой рабочей среды, в которой станет возможным укрепление связей между музеями и другими участниками проектов: учебными заведениями, аналитическими информационными центрами, музейными союзами и ассоциациями, административными структурами [3, с. 96-99].

Вышесформулированные принципы заложены нами в основу межфакультетского проекта, который в настоящее время начинает реализовываться в Санкт-Петербургском государственном университете: «Виртуальный музей «Усадьба Сергиевка в Старом Петергофе».

С начала 20-х годов XX века в усадьбе Сергиевка располагается Биологический научно-исследовательский институт Университета. В настоящее время планируется перемещение (и, частично, ликвидация) ряда научных подразделений бывшего Биологического НИИ СПбГУ (с 2007 года) в Корпус молекулярной генетики и молекулярной биологии и на кафедры Биолого-почвенного факультета. В этой связи   представляется целесообразным сформировать концепцию перспективного развития усадьбы в контексте новых условий.

Приоритетным направлением формирования системы управления ресурсами усадьбы Сергиевка является создание междисциплинарного Университетского центра, с целью развития межфакультетского кооперирования в образовательных процессах, а также в области научных исследований.   

В настоящее время рассматривается возможность межфакультетского кооперирования по следующим направлениям:

  • создание комплекса образовательных программ по подготовке специалистов в области сохранения культурного и природного наследия;
  • организация реставрационных и живописных практик, а также практик по направлению дизайна среды и ландшафта;
  • изучение методик мониторинга, сохранения и реставрации произведений из камня и металла в городской среде;
  • проектирование мультимедийных систем и виртуальных музеев;
  • разработки в области оцифровки культурного наследия и создания баз данных;
  • организация конференций и семинаров на базе усадьбы «Сергиевка»;
  • использование выставочных, конгрессных и рекреационных возможностей комплекса;
  • организация, развитие и функционирование Центра экологического просвещения на базе памятника природы Парк «Сергиевка»;
  • создание и развитие международного центра экологических проблем Финского залива.

В работе междисциплинарного центра могут быть задействованы Факультет искусств СПбГУ (образовательные программы «Дизайн среды», «Реставрация», «Прикладная информатика  в области искусств и гуманитарных наук»), Философский факультет (Кафедры музейного дела и охраны памятников), Исторический факультет (Кафедра русского искусства), Факультет географии и геоэкологии, Геологический, Химический и Биолого-почвенный факультеты, а также Университетский ресурсный центр «Дистанционное зондирование земли и прикладной геоинформатики». Актуальным представляется развитие не только межфакультетского, но и межвузовского кооперирования.

Формируемая концепция развития усадьбы определяет комплексный характер создаваемого междисциплинарного Университетского центра. В современных условиях объекту подобного масштаба необходимо представительство в сети Интернет. Эта потребность продиктована как образовательной и научно-исследовательской направленностью центра, так и его культурной и социальной функциями.

Тематическую направленность и визуальное представление виртуального ресурса, посвященного «Сергиевке», безусловно, должны определять не только перспективные планы развития усадьбы, но, прежде всего, ее архитектурная ценность и богатое историческое прошлое. Усадьба Сергиевка в Старом Петергофе - памятник культурно-исторического наследия мирового масштаба, незаслуженно обойденный вниманием современного общества. «Сергиевка» может занимать достойное место в ожерелье пригородов Ораниенбаума и Петергофа, не уступая императорским дворцам ни в ценности архитектурного облика, ни в уникальности паркового ансамбля [4],[5].

Из всего многообразия архитектурного и паркового убранства усадьбы многое было утрачено: уникальные интерьеры дворца, многие сооружения, почти вся дворцовая и парковая скульптура, фонтанная система, большая часть функционально и эстетически важных  гидросооружений, деградирована территория Нижнего парка, а некогда открытая линия побережья заросла камышом и отодвинулась на сотни метров относительно береговой линии начала XX века. И все же, ансамбль усадьбы продолжает удивлять и восхищать – и своей рукотворной природой, органичной связанностью архитектуры и пейзажа, моря и суши, и наглядностью смены композиционных и формообразующих элементов [4, с. 172].

Виртуальный ресурс, посвященный «Сергиевке», должен, с одной стороны, отражать историко-культурную ценность усадьбы, с другой – освещать научно-просветительскую деятельность, осуществляемую в университетском сообществе. Учитывая комплексный характер поставленных задач, было решено реализовать Интернет-представительство объекта в виде виртуального музея «Усадьба Сергиевка в Старом Петергофе».

В структуру виртуального музея вошли следующие тематические блоки:

  1. Архитектурно-парковый ансамбль усадьбы Сергиевка: от прошлого к настоящему, перспективы развития. Исторические события и их влияние на судьбу усадьбы.
  2. Уникальность дворцово-паркового ансамбля Сергиевка; заповедный парк: особенности ландшафта, применение принципов пейзажного паркостроения, состав флоры и фауны, гидротехническая система парка, отдельные парковые объекты, малая пластика архитектурных форм.
  3. Комплексная реставрация дворцово-паркового ансамбля.
  4. Собрание скульптуры Лейхтенбергских.
  5. Система фонтанов усадьбы.
  6. Персоналии сотрудников.
  7. Поэтическая Сергиевка. Легенды и мифы о Сергиевке.
  8. Сергиевка в живописи и графике.
  9. Научно-исследовательская деятельность СПбГУ на базе усадьбы «Сергиевка»
  10. Главные достижения научно-образовательных школ Биолого-почвенного факультета.
  11. Информация о создании и работе ресурсных центров СПбГУ: Центр Хромас и Центр дистанционного зондирования земли и прикладной геоинформатики.
  12. Международные, научно-практические конференции во дворце.
  13. Проведение выставочных, концертных и конкурсных мероприятий во дворце.
  14. Экскурсионные маршруты, тематика и практика экскурсий по Сергиевке.
  15. Информация о создании центра детского экологического воспитания на базе усадьбы Сергиевка.

Предлагаемые информационные блоки составили структуру виртуального музея «Усадьба Сергиевка в Старом Петергофе».

Тематическая направленность определила также и стилистическое решение мультимедийной системы: особая взаимосвязь архитектурной составляющей и природного ландшафта усадьбы выражена в использовании естественных природных оттенков цветовой гаммы (зеленый, оливковый, горчичный и охристые цвета). Важный элемент интерфейса, и в функциональном, и в эстетическим отношении –интерактивная карта – представлена в классическом графическом исполнении. Отдельные тематические блоки вынесены в виде контрастных элементов управления (рис. 1).

Особенностью виртуального музея является возможность трехмерной реконструкции утраченных объектов. Такая технология подразумевает создание виртуальных моделей на основе документальных источников: аутентичных изображений, исторических описаний, фотографий объектов. В случае с «Сергиевкой», где была утрачена значительная часть интерьеров, архитектурных деталей, дворцовой и парковой скульптуры, методика виртуальной реконструкции может стать незаменимым инструментом, позволяющим показать памятник в тот или иной исторический период [6].

Работа над комплексным проектом в целом и над его виртуальным представительством в частности находится на стадии формирования общей концепции дальнейшего развития усадьбы. В настоящее время ведется активная разработка виртуального музея как начального этапа создания единого междисциплинарного центра, с целью популяризации информации об усадьбе, привлечения общественного внимания к проблемам комплекса, а также развития современного имиджа «Сергиевки» как выдающегося памятника культурно-исторического наследия, с уникальной архитектурой, природным ландшафтом и богатым историческим прошлым.