Летняя школа Конфуция в Китае

С 10 по 24 августа 2014 г. директор Научно–богословского центра междисциплинарных исследований факультета искусств СПбГУ прот. Кирилл Копейкин принимал участие в работе летней школы в Институте Конфуция Сианьского университета иностранных языков, являющимся частью глобальной сети Институтов Конфуция — международных культурно–образовательных центров, созданных Китайским государственным комитетом по распространению китайского языка и культуры (в настоящее время в 96 странах мира действуют 322 Института Конфуция, в том числе — в СПбГУ, и 369 Классов Конфуция).

Город Сиань, имеющий более чем трёхтысячелетнюю историю и на протяжении правления тринадцати династий являвшийся столицей Китая, сегодня известен не только как один из исторических и культурных центров, но и как один из крупнейших образовательных центров Китая, занимая третье место в стране по количеству ВУЗов после Пекина и Шанхая.

Главной целью школы стало углублённое ознакомление с традиционной культурой Китая, в первую очередь —
с традициями даосизма, буддизма и конфуцианства. Актуальность такого знакомства связана с перспективами развития науки в России. Дело в том, что наука может плодотворно развиваться только в очень специфическом богословском контексте. Более полувека назад выдающийся британский исследователь Джозеф Нидэм задавшись вопросом «Почему Ньютон появился не в Китае, а в Англии?», опубликовал серию монографий «Science and Civilisation in China», где показал, что практически вплоть до XVII в. Китай существенно опережал Европу в сфере естествознания. Так, подзорная труба в Китае появилась в ХХII в. до н.э; повозка с компасом — в ХХI в. до н.э.; шелк — в ХI в. до н.э.; арбалеты и стремена — в IV в. до н.э.; бумага — в 100 году н.э.; матрицы для решения линейных уравнений — в III в.; сталь и стальное оружие — в V в.; единый государственный экзамен — в VII в.; корабли с колесными двигателями на человеческой тяге — в IX в.; книгопечатание —
в 868 году; порох — в Х в.; печатные бумажные деньги (банкноты) — в 1024 году. Китайцы первыми ввели десятичные дроби и пустую позицию для обозначения нуля, построили десятичную метрологию. Однако скрупулезный эмпиризм и излишний прагматизм китайской науки помешал ей сформировать теоретическое воззрение на природу, что характерно для науки европейской.

Новоевропейская же наука возникла не просто как эффективный способ познания мира, но как своего рода новое — естественное — богословие, богословие Природы, восполняющее прежнее — сверхъестественное — богословие, богословие Откровения. Такое представление оформилось в христианских общинах, идентификация и мировоззрение которых были созданы библейским повествованием, влияющим на толкование религиозного (а впрочем, и всякого, в том числе и научного) опыта. В результате естественнонаучное «прочтение» Книги Природы оказалось функционально похоже на исследование библейского текста. Пафос научной революции XVII столетия состоял в том, что от исследования семантики и прагматики мироздания новая наука обратила свой взгляд к изучению синтаксиса Книги Природы — того авторитетнейшего Текста, созданного Самим Творцом мерою, числом и весом (Прем 11:21), который прежде был непонятен людям, ибо они не обращались к нему напрямую, но полагались на интерпретаторов. Это позволило обрести теоретическое видение мира, а значит, в определенном смысле, увидеть мироздание «глазами Творца»: изначально само слово θεω-ρία (теория) прочитывалось как Бого-вúдение; этимологически это неверно, греч. θεωρία (теория) происходит от θέα — зрелище, взгляд, облик, и οράω — видеть, смотреть, наблюдать, но теория в определенном смысле дает возможность встать на «точку зрения Бога».

Именно на описание мира «с абсолютной точки зрения» претендует теоретическая физика. Наличие такой привилегированной позиции Хилари Патнэм назвал «“Божественным Видением” Вселенной». В ньютоновской физике — это то абсолютное пространство-время, которое сам Ньютон считал «чувствилищем Бога» — sensorium Dei, в квантовой механике — тот Абсолют, который, по мнению Эрвина Шрёдингера, зрит «сквозь» индивидуума. Таким образом, теоретизирующая наука, претендующая на способность описать мир с «абсолютной точки зрения», — не с точки зрения Абсолютной Личности, но с точки зрения Абсолютного субъекта, — неизбежно соприкасается с богословием, утверждающим что, ему ведом личностный взгляд Творца, данный в Его Откровении. Поэтому дальнейшее развитие фундаментальных научных исследований невозможно без развития, в том числе, исследований теологических.

Летняя школа Конфуция в Китае
Летняя школа Конфуция в Китае
Летняя школа Конфуция в Китае
Летняя школа Конфуция в Китае
Летняя школа Конфуция в Китае