В СПбГУ прошло торжественное открытие Музейно-архитектурной клиники

В Международный день памятников и исторических мест — День всемирного наследия в Санкт-Петербургском университете состоялось торжественное открытие Музейно-архитектурной клиники. Такая клиника ведет свою работу давно, но важно было показать работу клиники и студентов, провести презентацию проектов, которые были созданы усилиями студентов под руководством кураторов-преподавателей.

В ходе церемонии первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова отметила, что Санкт-Петербургский университет, который в следующем году будет отмечать свое 300-летие, всегда было принято называть классическим, но это определение дает только общее впечатление о нем. «СПбГУ уникален своей многогранностью: это и медицинский университет, и спортивный, и цифровой, и математический, а также творческий. СПбГУ давно является членом Ассоциации творческих вузов Санкт-Петербурга, а факультет искусств, хотя и появился относительно недавно, занимает свое почетное место среди учебно-научных подразделений Университета. Образовательные программы в области искусств, музейной деятельности, истории культуры пользуются большим спросом среди абитуриентов», — сообщила Марина Лаврикова.

Университет является не только научно-образовательным и экспертным центром, но и музейным комплексом, количество экспонатов в котором сопоставимо с численностью экспонатов в Эрмитаже. Открытие Музейно-архитектурной клиники — очередной шаг на пути развития и продвижения клинического подхода в обучении в СПбГУ.
Первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова

И. о. директора Центра прикладной социологии и руководитель Социологической клиники СПбГУ Майя Русакова уверена в том, что университетские клиники являются еще одним мостиком между системой образования и рынком труда. Они дают работодателям возможность участвовать в образовательном процессе, предлагая студентам проекты для практической разработки и давая обратную связь, представители бизнеса, организаций-работодателей могут вносить изменения в образовательные программы. «Мне кажется, что в СПбГУ лучшие студенты. Это люди, которые сделали выбор в пользу, с одной стороны, классического университета, а с другой стороны — вуза, который развивает такой необычный клинический подход, не боится рисковать и брать на себя ответственность за выполнение проектов, имеющих практическое применение, — подчеркнула Майя Русакова. — Мы брались за такие проекты, которыми в результате отчитывались целые ведомства и представляли их для доклада президенту. Такой работой можно гордиться, потому что она хорошо выполнена».

В рамках церемонии открытия Музейно-архитектурной клиники СПбГУ состоялось подписание соглашения о сотрудничестве Санкт-Петербургского университета с Музейным агентством Ленинградской области и Краеведческим музеем города Ломоносова. Студентам Университета, активно принимавшим участие в проектах клиники и волонтерской деятельности, были вручены сертификаты, а коллективу клиники выражена благодарность.

Выступая на церемонии, начальник Главного управления по экспозиционно-музейной, библиотечной и издательской деятельности Елена Лебедкина отметила, что девять музеев СПбГУ так же разнообразны, как и сам Университет.

На протяжении трех веков наши предшественники собирали, сохраняли, передавали нам невероятные предметы, которые на сегодняшний день стали музейной ценностью. Мы не только владеем ими, но и наполняем данными о них Государственный каталог Музейного фонда России, по сути, пополняем сокровищницу нашей страны. Мне хочется, чтобы наши студенты принимали в этом непосредственное участие.
Начальник Главного управления по экспозиционно-музейной, библиотечной и издательской деятельности Елена Лебедкина

Особенность новой клиники заключается в ее междисциплинарности: работа над совместными проектами объединяет студентов разных направлений, которым в их будущей профессиональной деятельности предстоит вместе проектировать музейные выставки и экспозиции. Важно отметить, что в работе клиники принимают участие студенты и преподаватели разных образовательных программ СПбГУ бакалавриата и магистратуры по направлениям «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», «Дизайн среды» и «Реставрация» (программы курируют коллективы Института философии и факультета искусств СПбГУ).

Руководитель Музейно-архитектурной клиники, доцент СПбГУ (кафедра музеологии) Антонина Никонова отметила, что соединить в одном пространстве две такие разные учебные дисциплины практически невозможно, но клиницистам удалось добиться в этом успеха. «Это действительно важно для наших студентов, будущих специалистов. В музейном междисциплинарном пространстве они столкнутся с другими профессионалами — научными сотрудниками, художниками и дизайнерами. Там возникает много конфликтов, которые в большей степени завязаны на непонимании особенностей разных дисциплин и подходов, — пояснила Антонина Никонова. — Поэтому необходимо развивать междисциплинарный подход, чтобы дизайнеры, историки, музееведы, культурологи, специалисты по связям с общественностью проходили практику одновременно и работали над одним проектом».

Среди реализованных проектов концепция создания Музея автотранспорта Ленинграда на территории автопарка № 1, выполненная по заданию СПб ГУП «Пассажиравтотранс», экопрограмма музея-макета «Петровская акватория» для детей школьного возраста. Также создана концептуальная карта для Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда с ныне действующими учебными заведениями, в которых хранятся материалы о школах, работавших в самые тяжелые блокадные дни. Кроме того, выполнены дизайн-проект реэкспозиции Музея-архива Д. И. Менделеева и работы по восстановлению и ревитализации «Дачи Бенуа в Петергофе — арт-резиденции СПбГУ».

По словам руководителя образовательной программы «Дизайн среды», старшего преподавателя СПбГУ Евгении Петрашень, которая курирует клинические проекты студентов, в процессе совместной деятельности дизайнеры начали лучше понимать особенности работы музейных сотрудников, а коллеги — специфику подхода к формированию среды, который ставит другие цели, нежели у художников и музеологов.

«Конечно, работу с музеями невозможно переоценить. Сейчас наследие, которое удалось сохранить, часто становится непонятным для разных групп населения, и его нужно по-новому подавать, по-другому о нем рассказывать. Мы сталкиваемся с тем, что даже наши студенты иногда не знают некоторых вещей, которые кажутся нам совершенно очевидными. В рамках клинических практик мы можем донести до них те пласты культуры, которые могли бы оказаться для них совершенно незнакомыми», — отметила руководитель образовательной программы «Дизайн среды» Евгения Петрашень.

Материал также опубликован на главном сайте СПбГУ

В СПбГУ прошло торжественное открытие Музейно-архитектурной клиники
В СПбГУ прошло торжественное открытие Музейно-архитектурной клиники
В СПбГУ прошло торжественное открытие Музейно-архитектурной клиники
В СПбГУ прошло торжественное открытие Музейно-архитектурной клиники
В СПбГУ прошло торжественное открытие Музейно-архитектурной клиники
В СПбГУ прошло торжественное открытие Музейно-архитектурной клиники
В СПбГУ прошло торжественное открытие Музейно-архитектурной клиники
В СПбГУ прошло торжественное открытие Музейно-архитектурной клиники
В СПбГУ прошло торжественное открытие Музейно-архитектурной клиники