Образовательная программа
«И
Так, как учат киноискусству в СПбГУ, не учат нигде в стране. Я 53 года работаю в кино и поэтому с уверенностью могу заявить, что ваши выпускники — это совершенно новое поколение профессионалов.
Член государственной аттестационной комиссии СПбГУ
Вера Зелинская
Своим появлением университетская школа киномастерства обязана известному петербургскому живописцу Петру Конникову (1955–2017). Его целью было подготовить универсальных мастеров, способных и создавать эскизы декораций, и находить пространственное решение кадра, и выстраивать всю образную систему фильма — от предметов быта до пейзажа. Сегодня программа выпускает представителей трех профессий.
Стилисты для «Матильды»
В 2007 году прошел первый набор в мастерскую художника по костюмам. Возглавила ее заслуженный художник РФ Лариса Конникова. Лауреат многочисленных кинопремий, она создавала эскизы для фильмов «
На их занятиях студенты погружаются в историю костюма, изучают ткани, осваивают историческое конструирование, а в поисках новых идей и деталей посещают блошиные рынки и барахолки. Уже со второго курса педагоги привлекают их к работе над такими фильмами и сериалами, как «Матильда» (2017), «Три дня до весны» (2017), «Хармс» (2016) и «Григорий Р.» (2014). «Художники по костюму полностью руководят созданием всего сценического гардероба — платьев, головных уборов и обуви, — рассказывает Татьяна Баранова. — Сначала они создают эскизы. Затем, утвердив их у режиссера, отправляют в пошивочный цех к мастерам, лично ищут и закупают ткани по всему городу».
Метафизики кадра
Руководителем открывшейся в 2008 году творческой мастерской художников-постановщиков стал народный художник РФ
Художник кино — это совершенно особая профессия, в которой нужно понимать, как и чем наполнить пространство кадра. Это непростая задача, ведь в эскизе нужно передать что-то подчас метафизическое.
Заслуженный художник РФ Александр Загоскин
Впоследствии такая метафизика обязана обрести материальную форму, поэтому порой художники-постановщики орудуют не только кистью или карандашом в мастерской, но и молотком или пилой — в съемочных павильонах.
Примерно так провели прошлый год студенты, работавшие на площадке фильма «Нахлебники» — экранизации одноименного рассказа Чехова.
Танцующие художники
Мастером первого набора будущих мультипликаторов стал режиссер-аниматор Владимир Ефимов. Впоследствии ему на смену пришли руководитель анимационной студии «Да» Михаил Сафронов и художник-сценограф Наталья Белова. В отличие от коллег по цеху, их педагогическую задачу существенно усложнило отсутствие методической базы: еще в годы перестройки отечественная мультипликация погрузилась в серьезный кризис, существенно подорвавший преемственность профессии.
«Мы начинали буквально с нуля. Учили студентов думать, искать глубину произведения, новые образы, и в этом нам очень помогали коллеги — преподаватели живописи и рисунка. С первым набором мы сразу поставили себе высокую планку: не стали рисовать зайчиков, а замахнулись на "
В честь юбилея образовательной программы «Художник кино и телевидения» в выставочном зале