Фрески Спаса Преображения на Нередице. Реконструкция первоначального ансамбля монументальной живописи.

Многовековая  жизнь исторических памятников русского монументального искусства, к сожалению, неизбежно ведет к разрушению или изменению первоначальной архитектуры, к изменениям цвета и утратам фресок. Многочисленные причины - природные, климатические, антропогенные - приводят к значительным изменениям, утратам или к полному уничтожению произведений искусства. Несмотря на то, что прошло более 65 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, многие шедевры древнерусского искусства до сих пор не восстановлены до приемлемого экспозиционного  состояния. Значительный объем материалов продолжает  находиться в фондах музеев в ожидании своего возвращения в интерьеры храмов.

Существующие реставрационные методики не всегда учитывают современный уровень развития технологии и материалов. На примере нередицкой росписи, состоящей из 325 000 фрагментов, становится очевидным, что процесс восстановления фресок требует длительного времени. Необходимость применения компьютерных технологий предопределена огромной трудоемкостью и недостаточно высокой эффективностью традиционного «ручной» метода поиска и подбора фрагментов (многие ансамбли фресковой живописи собирают вручную многие годы, и работы еще достаточно от завершения).

Более того, мы понимаем, что значительная часть материалов утрачена безвозвратно как в момент разрушения храма, так и вследствии дальнейшего перемещения фрагментов. То есть, мы понимаем, что полностью объем росписи не удастся восстановить никогда по объективным причинам.

«Многие тысячи фрагментов фресковой штукатурки, собранные в ходе реставрационных и архитектурно-археологических работ, хранятся в музейных фондах. Восстановить фресковое убранство в первоначальном виде не представляется возможным. Фрагменты живописи, собранные из руин М. К. Каргером и сложенные в деревянные ящики из-под снарядов, с 1944 года, хранились в фондах музея. 70 корзин с фрагментами, выбранными под руководством Л. М. Шуляк, до завершения реставрации церкви находились в деревянном сарае. Затем, до начала 60-х годов они размещались в интерьере храма и практически не охранялись, доступные множеству посетителей памятника, затем они были перевезены на территорию Кремля в церковь Андрея Стратилата, а позже – в Федоровскую башню Кремля. После пожара в Федоровской башне корзины с фрагментами переместили в помещение холодной ризницы Софийского собора. К этому времени из 70 корзин осталось лишь 36. Количество фрагментов было неизвестно, в музее их поставили на учет, как вспомогательный фонд отдела хранения памятников архитектуры и монументальной живописи.

    Бесспорно, огромной ценностью для нас и будущих поколений представляет даже  крошечный фрагмент уникальной росписи, но для искусствоведческих и художественных исследований древнерусской живописи необходимо восстановить весь живописный ансамбль.  Обращение к реконструкции продиктовано практическими нуждами науки и образования. Реконструкция в системе искусствоведческих наук становится средством изучения и обеспечения исследовательского процесса достоверными сведениями о памятниках.

      В настоящее время появилось реальное средство способное содействовать объединению информации в конкретных областях знаний, делая их легко доступными для человека. Если рассмотреть только памятники древнерусского искусства, то станет очевидным, что исторические и архивные сведения содержатся в разных источниках: книгах, археологических и реставрационных исследованиях, чертежах, фотографиях, рисунках, находящихся в разных местах хранения, а чаще -  в разных городах и странах. 

     Учитывая несоответствие высокой роли и значимости древнерусского искусства и недостаточно полного его представления и отсутствие экспозиционных возможностей, результаты работ по реконструкции живописного ансамбля смогут восполнить этот пробел и достойно представить шедевры древнерусского искусства в масштабе мирового информационного поля. 

   Подлинная живопись XII века имеет немыслимую духовную ценность, но это основная, но не единственная сила искусства. На данный момент, мы не имеем никакой возможности представить ансамбль фресковой росписи Нередицы зрителям. Эта неразрешимая проблема.   Единственным решением это проблемы на данный момент может быть обращение к реконструкции живописного ансамбля. 

     Проект  отличает многоуровневый и многофункциональный характер,  возможность совершенствования во времени, способность к экстраполированию методов применительно к сходным культурно-историческим и архитектурно-художественным объектам, вовлечение в работу над проектом специалистов самого различного профиля, ориентированность на широкое распространение продукта исследований в различных формах воплощения. Создание единого источника информации на основании реконструкций того или иного памятника  помогает понять и ощутить условия, когда создавался  памятник архитектуры, историческая застройка, почувствовать связь времен, воспроизвести утраченное, восстановить недостающие данные по каждому памятнику, дополнить имеющиеся традиционные базы данных по искусству. При наличии достаточного объема исходных данных в будущем возможно представить памятник на различных этапах строительства и развития, разобрать и продемонстрировать варианты реконструкции, наглядно показать особенности планировочных решений. То есть, многослойная компьютерная реконструкция, выполненная в форме интерактивной модели, дает возможность посмотреть не только на конкретный памятник, но позволяет получить сведения, связанные с этим памятником, оставленные людьми на протяжении всего времени его существования.

Также, на примере мультимедийных роликов возможно наглядно показать такие процессы, как, например, постепенное изменение цвета живописи, движение света в архитектурном объеме храма, роль освещения в восприятии интерьера и росписи и многие другие интересные вопросы. Мультимедийные источники имеют значительно больше средств относительно традиционных информационных источников- это работа в  пространстве, движение, звук и т.д. 

 Объединенная информационная база данных по памятникам позволит систематизировать накопленные материалы, воспользоваться всеми имеющимися на сегодняшний день сведениями, обогатит и  дополнит  имеющиеся традиционные базы данных по искусству. Итогом такой работы может стать масштабный виртуальный музей древнерусского искусства и архитектуры.

Становится очевидным, что использование реконструкции  современное, прогрессивное и созидательное средство, которое может занять достойное место в музейной и просветительской деятельности. Специалисты пытаются определить роль реконструкции в деле сохранения и популяризации памятников. Оценивая возможности виртуальной реконструкции, следует рассмотреть проблемы в нескольких важнейших аспектах:

  • Исследовать особенности методологии восстановления памятников исторического и культурного наследия, как единой системы духовного, архитектурного, живописного, интерьерного и экстерьерного пространств в условиях наличия полного или ограниченного документального обеспечения;
  • На основе исследования обосновать и сформулировать основные теоретические положения о допустимости и границах применения современных технологий при воссоздании памятников исторического и культурного наследия с точки зрения этических, правовых и эстетических аспектов реконструкции;
  • В пределах сформулированных ограничений разработать методику реконструкции утраченной росписи с документальной точностью на основе имеющихся архивных, исторических, проектных, технических, литературных, научных, реставрационных, художественных, копийных и прочих материалов с использованием компьютерных технологий;
  • Выполнить апробацию разработанной методики на примере реконструкции утраченной росписи  церкви Спаса-Преображения  на Нередице в Великом Новгороде.

    Все это позволяет утверждать, что в результате работ будут заложены теоретические основы научной аналоговой реконструкции.

   Таким образом, целью работы является исследование возможностей и эффективности применения современных компьютерных технологий для реконструкции памятников исторического и культурного наследия на примере воссоздания фрагментов утраченной росписи и элементов декоративного оформления  церкви Спаса-Преображения  на Нередице в Великом Новгороде.