Универсанты представили петербургскую школу кинохудожников в Москве
Перед вручением главной российской Премии художникам кино «Стальной Леонардо» в Центральном доме кинематографистов в Москве прошли мероприятия, на которых была представлена школа кинохудожников Санкт-Петербургского государственного университета.
Силами универсантов была организаторами конференция «Профессия художника кино — вызовы времени», в которой приняли участие ведущие кинохудожники в Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Мероприятие было посвящено проблемам обучения художников кино и их трудоустройству в условиях современного кинопроизводства.
Организатор и ведущая конференции, член Правления Санкт-Петербургского Союза кинематографистов РФ, и.о. заведующего кафедрой мастерства художника кино и телевидения СПбГУ Мария Шеметова представила коллегам уникальную школу кинохудожников, созданную в 2007 году в Санкт-Петербургском государственном университете Петром и Ларисой Конниковыми. За это время университет окончили более ста высококвалифицированных художников кино, которые пользуются постоянным спросом на рынке труда и заняты в самых престижных кинопроектах.
Преподавать в СПбГУ традиционно приглашают ведущих художников кино Санкт-Петербурга – лауреатов высших кинематографических премий «Ника» и «Золотой Орел». В их числе – Народный художник В. И. Светозаров, Заслуженный художник А. А. Загоскин, Заслуженный художник Л. П. Конникова, Заслуженный художник Е. Ю. Шапкайц, И. О. Снежкина, Л. В. Карпов и другие признанные эксперты в своей области.
Профессионализм выпускников СПбГУ и уровень преподавания киномастерству на факультете искусств СПбГУ были высоко оценены Союзом кинематографистов РФ: в 2023 году кафедра МХКиТ награждена почётным призом «Сделано в Санкт-Петербурге» за вклад в кинематограф Северной столицы.
Высокий уровень подготовки профессионалов-кинематографистов в СПбГУ был отмечен в начале конференции председателем Гильдии художников кино РФ, Народным художником РФ Борисом Бланком. «То, что я увидел, меня потрясло, – поделился он. – Эти художники светятся радостью, они живут в мире искусства. Когда я узнал, какие они ставят постановки и как они трактуют эти постановки, я поразился. Они могут работать и в театре, и в кино, и заниматься живописью, потому что они настоящие художники!»
О нерегулируемом сегодня процессе трудоустройства художников кино высказались все ведущие кинематографисты Гильдии. Были озвучены мнения, что в РФ вся область кинопроизводства выведена в частный бизнес, студии не имеют штата творческих работников, вследствие чего все художники кино работают на основе разовых договоров как самозанятые или индивидуальные предприниматели. Из-за системы современного продюсерского кино у творческих работников нет постоянных работодателей. Регулярность приглашений в новые проекты напрямую зависит только от рекомендаций коллег и степени вовлеченности в профессиональное сообщество.
Декан художественного факультета ВГИКа, Заслуженный художник РФ Валерий Архипов отметил острую необходимость вовлечения студентов в кинопроизводство уже на этапе обучения. Без обретения практического опыта на производстве студенческих короткометражных фильмов выйти в профессию после окончания вуза крайне тяжело.
Его поддержал глава художественных программ Московской школы кино Аддис Гаджиев. Предлагая вариант решения проблемы трудоустройства выпускников, он рассказал о ежегодных индустриальных показах работ его студентов с привлечением представителей всех ведущих кинокомпаний Москвы, помогающих дальнейшей карьере в кино.
Доцент кафедры мастерства художника кино и телевидения ВГИКа Ирина Гинно озвучила идею вводить в составы ГАК продюсеров, операторов и представителей других кинематографических профессий для знакомства с выпускниками.
Ей возразил декан художественного факультета ВГИКа Заслуженный художник России Валерий Архипов. По его мнению, пока эта проблема не будет поднята на государственном уровне, решить её не удастся. По статистике только 30% выпускников ВГИКа, обучающихся профессиям художник кино и художник кино по костюму, реализуют себя в данной профессии. Но их статус, связанный с получением высшего образования в престижном вузе может быть равен нулю, если любой человек сегодня может предложить продюсеру выполнить работу пусть и не художественно, но за меньшие деньги. Проблема кроется в системе продюсерского кино. «Должна быть государственная программа, – отметил Валерий Валентинович. – Никакие ваши питчинги не помогут, если государство не озабочено этим и пока продюсеры будут править бал, так и будет. Первая задача, требующая решения: у каждого художника должно быть авторское право».
Заслуженный художник России Наталия Стыцюк продолжила тему взаимосвязи не гарантированности трудоустройства для профессиональных художников с падением статуса их специальности и отсутствием у них авторского права. «Люди с высшим образованием вытесняются с рынка труда из года в год, – отметила Наталия Викторовна. – Их диплом ничего не значит, если непрофессионалы сделает работу дешевле. В результате падает качество кинопродукции».
В это же время Гильдия художников кино и телевидения Союза кинематографистов России открыла в Доме кино Четвертую ежегодную выставку «Итоги киносезона. Художник кино 2024»
В этом году особое внимание уделено художникам кино из Санкт-Петербурга, их киноработам разных лет. Привезенные в Москву работы представляла Мария Шеметова. Она рассказала о ведущих художниках Санкт-Петербурга, работающих на факультете искусств СПбГУ и представила зрителям эскизы костюмов Заслуженного художника РФ, доцента кафедры мастерства художника кино и телевидения СПбГУ Екатерины Шапкайц к вышедшему в прошлом месяце на киноэкраны страны фильму «Любовь Советского Союза» (реж. Никита Высоцкий, Дмитрий Иосифов, Илья Лебедев).
В экспозиции можно также увидеть работы Заслуженного художника РФ, руководителя Санкт-Петербургского отделения Гильдии художников кино и ТВ Союза кинематографистов РФ, доцента кафедры МХКиТ СПБГУ Александра Загоскина — эскизы к знаменитому фильму «Адмиралъ» (реж. Андрей Кравчук) и эскизы к новой многосерийной исторической драме «Князь Андрей» (реж. Давид Ткебучава), съемки которой прошли во Владимирской области и затем продолжились в московском кинокластере в специально построенных для фильма масштабных декорациях.
Среди работ художников по костюмам были представлены эскизы персонажей к сериалу «Формула преступления» (реж. Сергей Виноградов) Заслуженного художника Российской Федерации, основательницы кафедры МХКиТ, доцента Ларисы Конниковой.
В рамках мероприятия также прошел мастер-класс президента Гильдии художников кино РФ, Народного художника России Бориса Бланка. Борис Лейбович пригласил к себе на занятие у художников-постановщиков своей творческой мастерской первого курса и поделился опытом авторской системы обучения художников театра и кино. 70 лет назад художник-постановщик Борис Бланк одномоментно покорил и экран и сцену. Его первой работой в кино стал фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» Элема Климова (1964). Его первая работа в театре – «Добрый человек из Сезуана» Юрия Любимова в Театре на Таганке (1964). С этого взлёта в его творческой жизни нет разделения между театром и кино. Только их единство может спасти в будущем профессию художника-постановщика, уверен Борис Лейбович.
Фото Ирина Кретова
- 181 reads