Доцент Владимир Торбик принял участие в конференции «Наука СПбГУ — 2021»

В Санкт-Петербургском университете прошла междисциплинарная всероссийская конференция с международным участием «Наука СПбГУ — 2021». В рамках работы секций по естественным и гуманитарным наукам участники представили доклады в области химии, медицины, когнитивистики, истории, искусствоведения и других научных направлений.

Участие в заседании принял доцент СПбГУ Владимир Торбик (кафедра реставрации), поделившийся со слушателями наблюдениями о перестройках, ремонтах и реставрации интерьеров Музея Владимира Набокова.

Семья Набоковых покинула дом в 1917 году, и до 1970-х, когда здание было взято под государственную охрану, его занимали различные организации, каждая из которых производила перепланировки и ремонты в соответствии со своими потребностями. Так, в ходе ремонта 1961 года был существенно изменен облик Зеленой гостиной, которую Владимир Набоков вспоминает в своих произведениях. Помещение было разделено на две небольшие комнаты, лепные вставки с потолка сбиты, а живописный плафон закрашен белой краской.

«После раскрытия живописи стала понятна композиция плафона, ранее включавшая в себя характерные для второй половины XIX века лепные детали, без них панно образовывали совершенно непонятные поначалу поля. Прочитать ее было очень сложно, и потребовалось провести большие исследовательские работы, чтобы установить исходный замысел, ― рассказал Владимир Торбик. ― Дальнейшие исследования позволили сделать гипотезу, каким мог быть плафон, но сама задача работы на мемориальном памятнике исключает любого рода воссоздание. Ключевое положение Венецианской хартии 1966 года гласит, что реставрация заканчивается там, где начинается гипотеза. Речь идет только о раскрытии, сохранении и консервации подлинных элементов тех отделок, которые видел сам Набоков, когда жил в этом доме».

Начиная с 2010 года специалисты Санкт-Петербургского университета ведут работы по раскрытию и консервации подлинных исторических отделок, сильно пострадавших почти за полвека. Универсантами была проделана большая работа по изучению состояния декоративных элементов, сохранившихся до нашего времени, а также состава красок и применявшихся для росписи техник. Исследования проводились совместно со специалистами ресурсного центра «Оптические и лазерные методы исследования вещества» Научного парка СПбГУ. Из отобранных с участков живописи проб были изготовлены микрошлифы, изучение которых позволило с точностью до микрона определить толщину слоев и составить характеристику компонентов красок.

Помимо плафона, реставраторами СПбГУ были раскрыты десюдепорты — расположенные над дверями декоративные композиции, и дверные проемы, которые преподнесли исследователям интересную находку.

«Когда шли первые открытия, мы увидели на полотнах дверей изображения сачков, и работники музея предположили, что они представлены здесь как атрибут энтомолога. Однако в то время Набоков еще не занимался изучением насекомых, — заметил Владимир Торбик. ― На самом деле это был сачок не для ловли бабочек, а деталь характерного для того времени набора композиционных элементов с символами рыболовства. Подобные композиции часто использовали в оформлении стеновых плоскостей, и в данном случае схожие изображения с атрибутами охоты мы можем увидеть в оформлении дверных филенок».

К работам по раскрытию отделок и их консервации специалисты и студенты-реставраторы СПбГУ приступили по заданию КГИОП. Кураторами проекта выступили специалисты из Государственного Эрмитажа и реставрационной мастерской «Наследие». Согласование программ работ проходит с участием специалистов из Академии художеств и Академии имени Штиглица.

Полный материал о заседании доступен на сайте Университета



 

Доцент Владимир Торбик принял участие в конференции «Наука СПбГУ — 2021»