Гравюры на линолеуме и газеты из заголовков: в СПбГУ прошли художественные мастер-классы для школьников

В эти выходные учащиеся детских художественных школ Санкт-Петербурга под руководством преподавателей Университета осваивали техники печатной графики и разрабатывали графические модели изданий.

На мастер-классе, посвященном печатной графике, ребята познакомились с техникой высокой печати и узнали, что такое линогравюра. Руководителями  художественного процесса  выступили член Союза художников России, действительный член Английского королевского общества живописцев и граверов доцент кафедры дизайна Владимир Филипенко и член Союза художников России, печатник Михаил Городецкий.

Предметом творчества участников стали зарисовки к рассказам «Муму» и «Бежин луг», а также портреты Ивана Сергеевича Тургенева, двухсотлетие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году. «Не всякому взрослому художнику под силу справиться с такой темой: она, безусловно, требует вдумчивого отношения, длительной подготовки, сбора материала, знания костюмов и быта того времени, — комментирует Владимир Филипенко. — Тем не менее ребята вполне успешно справились, а главное – познакомились со старинными традициями печатной графики».

Самой младшей участницей мастерской стала ученица шестого класса художественного лицея имени Б. В. Йогансона Марфа Иванова. Несмотря на юный возраст автора, именно ее картина была отмечена преподавателем. «Пусть с точки зрения техники эта работа не самая сильная, но в ней есть нечто близкое к искусству, есть настроение. Смысл любого произведения – вызвать ответные чувства у зрителя, и здесь эта цель достигнута», — подчеркнул Владимир Юрьевич.

На другом мастер-классе школьники знакомились с основами графического дизайна. В первый день ребята прослушали лекцию о дизайне и его задачах, а также выполнили небольшие задания для разогрева. Так, например, в качестве тренировки им нужно было восстановить идею, заложенную дизайнером при создании фирменного стиля, социального плаката или логотипа, а также провести интервью с соседом по парте и придумать для него визуальную метафору. Главное же задание было направлено на изучение методов перевода информации в визуальное сообщение посредством создания газеты.

Участники разделились на три группы по четыре человека, каждую из которых курировали магистранты образовательной программы «Графический дизайн». Целью, поставленной перед командами, стала разработка собственных СМИ. Им необходимо было определить концепцию и «интонацию» газеты, разработать ее логотип и сделать по четыре разворота, используя предложенные заголовки.

 «Мы выбрали двенадцать заголовков изданий The Guardian и The Times, в которых заложен некий визуальный образ. Данный образ ребятам необходимо было выразить с помощью пластического решения и с использованием средств графики – пятна, линии, цвета и шрифта», — рассказала Руководитель мастерской, старший преподаватель кафедры дизайна, заместитель руководителя лаборатории дизайна DESIS SPbU Татьяна Александрова.

Участники мастер-класса работали с заголовками в самой широкой тематике. Среди предложенных встречались как абстрактные («Взламывая код к будущему», «Переизбыток ложных новостей» или «Большие пространства и замедленный темп»), так и вполне конкретные («Последний смотритель маяка острова Капри», «Боитесь переизбытка цвета в вашей жизни?» или «Дожди и сильные ветра продолжаются»).

В результате творческого процесса получилось три газеты:

  • «50/50» (интонация: ирония, концепт: «50% правды»),
  • «Своё» (интонация: индивидуальное мнение, концепт: «у каждого свой взгляд»),
  • Газета  «(...)» с интонацией «внимательность/иносказание» и концептом «То, что в скобках (выявлять неочевидное)».

Экспозиция работ участников мастер-классов пройдет на городских площадках в рамках мероприятий Санкт-Петербургского международного культурного форума.

О проекте:

Мастер-классы для учащихся детских художественных школ Петербурга проводятся в Университете с 2013 года в рамках программы СПбГУ «Культура и искусство в классическом университете» и творческого проекта «Центры искусств Валерия Гергиева для юных дарований России».