В СПбГУ откроется выставка, посвященная неофициальному искусству Ленинграда 70х –90-х годов ХХ века

Выставка из коллекции Музея современного искусства им. Дягилева СПбГУ продемонстрирует работы ленинградских мастеров нонконформистской традиции разных школ и поколений. Стилистическое разнообразие и установка на индивидуальное начало, противостоявшие стремлению официоза все привести к единообразию, были одними из главных достижений независимого искусства той эпохи.

Искусство нонконформизма состояло из различных групп, школ и движений, старейшие из которых были организованы мастерами русского авангарда начала ХХ века. Такова была «квартирная школа» Владимира Стерлигова, ученика Казимира Малевича и Михаила Матюшина, представленная на выставке работами прошедшего через сталинские лагеря Александра Батурина, а также Геннадия Зубкова, возглавляющего эту школу сегодня.

Традиции школы Осипа Сидлина – ученика Петра Филонова и Кузьмы Петрова-Водкина – демонстрируют произведения Анатолия Басина и Наталии Тореевой. «Осенний натюрморт» –  живописное полотно Владимира Овчинникова, участвовавшего в 1964 году вместе Михаилом Шемякиным, Владимиром Уфляндом и др. в запрещенной «Выставке такелажников» в Эрмитаже. Овчинников, Басин, Зубков, а также Николай Сажин («Я - марионетка») были участниками первых крупных выставок нонконформистов 1974-1975 гг. в ДК им. Газа и ДК «Невский», получивших название «газаневского движения».

Политизация искусства привела к тому, что в борьбе за признание неофициальные художники создали в 1981 году альтернативное объединение – Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства, одним из лидеров которого стал Сергей Ковальский («Красное и белое не выбираем»). Членами Товарищества были представитель «евразийства» и «космизма» в живописи Евгений Орлов, изобретатель «функциоколлажа» Вадим Воинов и представитель гонимого абстракционизма Владимир Духовлинов.

Другим критикуемым направлением искусства был экспрессионизм, представленный в экспозиции картиной «Прогулка» Елены Фигуриной из группы «Летопись». Под влиянием неоэкспрессионизма «Летописи» сформировалась последняя, молодежная волна ленинградского независимого искусства 1980-х годов – группа «Новые художники». Характерное для «новых» сочетание элементов граффитизма, фольклора и примитивизма можно увидеть в «пейзажах» Ивана Сотникова.

Отметим, что основную часть экспозиции  собрала на рубеже 1980-х–1990-х годов Татьяна Семеновна Юрьева – организатор Центра искусств им. С. П. Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Официальное открытие выставки состоится 23 апреля в 17.00.

Место проведения: СПбГУ,  Университетская наб., д. 7/9, 2 этаж, выставочный зал.

Экспозиция будет работать до 10 мая.

 
В СПбГУ откроется выставка, посвященная неофициальному искусству Ленинграда 70х –90-х годов ХХ века