Репрезентация национального в европейском музыкальном дискурсе.

Жукова Г.К. Репрезентация национального в европейском музыкальном дискурсе. Монография. Издательство Санкт-Петербургского государственного университета. СПб., 2014. - 167 с.

Рецензенты: д.ф.н., проф. Е.Г. Соколов (СПбГУ), канд. искусствоведения, доцент С.В. Лаврова (АРБ. им А.Я. Вагановой)
 
 
Аннотация

Книга адресована читателям, которые стремятся постичь "цветущую сложность" музыкально-философской картины мира и, соответственно, осознать богатство и многообразие способов выражения музыкальной мысли. Задача данного исследования - определить, в чем конкретно проявляется национальная специфика музыкального творчества, каким образом этнокультурные особенности творческого мышления влияют на различные способы взаимодействия индивида с миром. В условиях интенсификации глобализационных процессов обращение исследователя к оппозиции «общее-особенное» в культуре не может происходить вне изучения репрезентации национального – а именно, способов освоения пространства конкретной культуры ее носителями.Многообразие способов выражения музыкальной мысли и их фундаментальное теоретическое обоснование являются отличительными особенностями пространства европейского музыкального дискурса.

Путем выявления и сопоставления различных способов репрезентации национального в музыкальном дискурсе баланс между «общим» и «особенным» в европейской академической музыке исследуется на материале музыкальных и литературных текстов композиторов, рассматривающихся в качестве представителей различных этнокультурных сообществ, тем не менее, при этом объединенных европейской академической музыкальной традицией. Опираясь на музыкальное и литературное наследие таких корифеев европейской академической музыки, как Арнольд Шёнберг, Кароль Шимановский и Кшиштоф Пендерецкий, автор выявляет особенности репрезентации национального компонента в конституировании и функционировании индивидуального музыкального языка. Особое внимание уделяется музыкальной интонации как одному из проявлений этнокультурной доминанты в художественном (музыкальном) творчестве.

Специальный раздел книги посвящен описанию феномена музыкального мышления в его конкретных проявлениях, а также конкретизации таких понятий, как "музыкальный язык", "музыкальная речь", "музыкальный дискурс".

Galina Zhukova «National Representation in the European Musical Discourse»

Summary

The book by Galina Zhukova «National Representation in the European Musical Discourse» was published by St. Petersburg State University in 2014. The goals of this particular research are to represent  the wideness and diversity of the  intellectual activity  focused on the Musical Language and Musical Thinking, and to capture the localization of national peculiarities in Musical Composition, Performance and Perception

The research is based on the musical and verbal  texts by three composers, selected from the legacy of the last two centuries of European Musical Tradition - Karol Szymanovsky, Kszysztof Penderecky and Arnold Schoenberg , which played crucial role in the Musical Language changes. Special attention is drawn to Musical Intonation as a base category of Musical Sense. The exploration of Music - Language relationships shed the light to the correspondences between Dodecaphony and some aspects of kabbalah, treated as the Jewish religious and metareligious tradition.

The author enlightened the national peculiarities in Musical Discource: diversity of styles and genres, ethnically-marked music material, Musical Intonation and Musical Thinking. The important part of the research is devoted to the Praxis of Musical Thinking, which is to clarify the definitions of the key  terms:  Musical Language, Musical Speech and Musical Discourse.