От живописи гунби до цифровых двойников: в СПбГУ прошла дискуссия о сохранении культурного наследия

В СПбГУ состоялась дискуссия «Код наследия: сохранение, реставрация, актуализация», ставшая частью молодежного культурного форума. На ней эксперты обсудили проблематику сохранения культурного наследия и поделились лучшими практиками.

В начале заседания Евгения Петрашень рассказала об идее организации данной дискуссии. Она отметила, что почти половина проектов, реализуемых в рамках образовательной программы «Дизайн среды», связана с вопросами сохранения культурного наследия: это и музейные проекты, и разработка дизайна восточных кабинетов, и проекты по сохранению исторической архитектуры города. Евгения Петрашень подчеркнула, что в такой работе участвует большое число специалистов разного профиля и крайне важно наладить взаимодействие между участниками таких инициатив.

Модераторами дискуссии выступили член правления Санкт-Петербургского союза архитекторов, руководитель основной образовательной программы «Дизайн среды» СПбГУ, старший преподаватель Евгения Петрашень (кафедра дизайна) и преподаватель ВШЭ Варвара Корнева.

Руководитель проекта «Музейный квартал», доцент СПбГУ Антонина Никонова (кафедра музейного дела и охраны памятников) выразила мнение, что проблемы в области сохранения культурного наследия лежат в мировоззренческой плоскости. Она добавила, что задача по формированию мировоззрения, направленного на бережное отношение к историческим объектам, должна стоять в том числе в образовании и развиваться путем междисциплинарного подхода в подготовке молодых специалистов.

Заведующая кафедрой дизайна, доцент Университета Ксения Позднякова представила доклад о связи программы «Графический дизайн» с делом сохранения культурного наследия. Проект «Музейный дизайн», реализуемый при поддержке фонда Pro Arte, направлен на знакомство студентов с работой графического дизайнера в музее. В числе объектов, охваченными проектом, — музейные коллекции Университета, Российский этнографический музей, музей «Нарвские ворота», Елагин остров и другие. Комплекс работ включает в себя теоретическую подготовку, предпроектный анализ объекта и собственно разработку комплексного графического решения.

За 12 лет музейной практики дизайнеров мы вместе с нашими студентами прошли некий эволюционный путь в понимании того, что такое музейный дизайн. Если вначале мы занимались более локальными, исключительно графическими задачами, то сейчас мы перешли к комплексным решениям, в том числе в области популяризации и сохранения культурного наследия.
Заведующая кафедрой дизайна и лабораторией DESIS СПбГУ, доцент СПбГУ Ксения Позднякова

Директор по планированию и строительству Национального центра высшего образования и технологий Юелу (Китай) Лю Сыхань продемонстрировал примеры цифровой фиксации объектов культурного наследия. Он показал процесс создания цифрового двойника древнего горного храмового комплекса с помощью дронов и 3D-версии картины династии Сун, для чего применялись облачные технологии и NFT.

Серию докладов о своих исследованиях представили иностранные обучающиеся СПбГУ. Так, магистрантка СПбГУ Юнсинь Яо рассказала о разработке графического решения для коллекции иностранных книг и коллекции металлических перьев Научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ. Она поделилась, что к финальной идее ее подтолкнули формы самих перьев, традиционная китайская каллиграфия и русская каллиграфия, ставшая для студентки открытием. «История письменности двух культур позволила мне прикоснуться к наследию двух цивилизаций. Это был интересный опыт, который я увезу с собой в Китай», — прокомментировала Юнсинь Яо.

Аспирант СПбГУ Ту Чжунь представил результаты изучения живописи в стиле гунби, которая занимает особое место в мировом искусстве. Для этой техники реалистического написания пейзажей, портретов, цветов и птиц характерно тщательная и тонкая прорисовка контуров и деталей. Ранее древние технологии работы с бумагой и шелком Ту Чжунь изучал на примере памятников, хранящихся в Институте восточных рукописей РАН. Сегодня эта традиционная техника, ставшая частью культурного наследия Китая, снова приобретает актуальность: к ней в своем творчестве все чаще обращаются многие китайские художники.

О китайской лаковой технике в стиле чу, появившейся более восьми тысяч лет назад, в своей презентации рассказала аспирантка Лю И. Она сообщила, что сегодня китайское правительство активно поддерживает возрождение и сохранение древних технологий искусства и ремесел. Современные художники из КНР все чаще обращаются к древним лаковым техникам, используя современные методы и материалы, а их работы имеют художественную и коммерческую востребованность.

Старший преподаватель СПбГУ Татьяна Ласка (кафедра изобразительного искусства) рассказала о двух проектах, приуроченных к празднованию 300-летия Университета: галерее ректоров и аллее нобелевских лауреатов. «Вопрос внедрения современных произведений в историческую среду очень сложный. Здесь нет нерешаемых задач, но есть законодательная база и нравственные нормы. Город и его памятники живут, и мы должны продолжать работать в исторической среде», — заключила Татьяна Ласка.

Директор Центра сохранения, реставрации и актуализации культурного наследия СПбГУ, старший преподаватель Николай Курганов рассказал о некоторых результатах работы реставраторов Университета: реставрации скульптур коридора Двенадцати коллегий, восстановлении исторических интерьеров Зеленой гостиной Музея В. В. Набокова СПбГУ, реставрации слепков древних рептилий палеонтологической коллекции. Кроме того, Николай Сергеевич упомянул о волонтерском проекте по сохранению мест погребений ученых-универсантов и проекте по созданию арт-резиденции СПбГУ. Он добавил, что весомый вклад в работу реставраторов вносит сотрудничество с научными лабораториями Университета: в частности, реставраторы могут определять состав красок, которыми покрыты восстанавливаемые объекты.

Чем выше интерес общественности к объектам культурного наследия, тем потом проще получить внимание специалистов к этому объекту и финансирование на проекты, связанные с их сохранением. Надеюсь, что Центр объединит усилия и реставраторов, и специалистов, занимающихся музейной работой, актуализацией культурного наследия, а также современными цифровыми технологиями.
Директор Центра сохранения, реставрации и актуализации культурного наследия СПбГУ, старший преподаватель Николай Курганов (кафедра реставрации)

Темой создания арт-резиденции Университета дискуссию завершила Евгения Петрашень. «Сама природа, окружение — главный фактор возникновения особого культурного пространства. Все три дачи (Бенуа, Грубе и Крона) находятся на уникальном участке южного побережья Финского залива, где ландшафты настолько удивительно сменяют друг друга, настолько высоко разнообразие пейзажей на этой небольшой территории, что идея арт-резиденции напрашивается сама, — прокомментировала Евгения Павловна. — Исторический аспект здесь тоже важен, поскольку семьи, которые построили эти дачи (в особенности семья Бенуа), внесли огромный вклад в историю российского искусства и архитектуры». По ее словам, в этой работе ведущая роль принадлежит студентам, творческое мышление и креативный подход которых помогли завершить проектный этап. Обмерные чертежи были подготовлены на базе ручных обмеров и технологии цифровых двойников. Идея ревитализации деревянных дач и создания арт-резиденции получила одобрение со стороны руководства Университета, а сегодня инициаторы проекта продолжают работу по привлечению внимания к объекту и поиску финансирования на реализацию проекта.

Также в ходе дискуссии с докладами выступили ведущий методист муниципальной библиотечной системы Котласского муниципального района (Архангельская область) Ольга Корнякова, рассказавшая о Сольвычегодской библиотеке, преподаватель СПГХПА имени А. Л. Штиглица Степан Сердитов, представивший концепцию мифопластитки и мифотворчества в дизайне, режиссер-документалист, музеолог Алена Бадягина, которая презентовала канал «Nмузей», младший научный сотрудник Московского архитектурного института Наталья Юдина, подготовившая доклад о кластерном подходе в дизайне среды, и эксперт проекта по сохранению и изучению памятников деревянной архитектуры Санкт-Петербурга «Волонтерский кампус» Наталья Котлобай, рассказавшая о проблеме сохранения памятников деревянной архитектуры.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ