Российская газета: На киностудии «Ленфильм» состоялся вечер памяти Владимира Светозарова

Сейчас ему исполнилось бы 80 лет… В 2017 году талантливый художник-постановщик, легенда «Ленфильма», ушел из жизни.

В 15-летнем возрасте Володя Светозаров начал работать на киностудии, куда его привел отец. Сын знаменитого режиссера Иосифа Хейфица, он сам при жизни стал классиком. За полвека работы на «Ленфильме» создал визуальный ряд лучших кинолент своего времени. В его фильмографии более 60 картин. Многие из них вошли в золотой фонд ленинградского кино. Светозаров был удостоен звания народный художник России, стал лауреатом Государственной премии, кинематографических премий «Ника», «Золотой Орел», «ТЭФИ» и многих других наград.

На киностудии открылась выставка «Другие могут быть другими», посвященная мастеру. Создали ее художники Петр Татарников, Латиф Казбеков, Лариса Конникова, Александр Загоскин, Леонид Карпов и другие. Часть работ была специально отреставрирована.

Здесь эскизы к фильмам «Ася», «Собачье сердце», «Объяснение в любви», «Не болит голова у дятла», «Никудышная», «Мастер и Маргарита», «Снегурочку вызывали?», «Ключ без права передачи», «Хрусталев, машину!», «Идиот» и многим другим.

На экране - фрагменты из фильмов, на которых работал Владимир Светозаров, а также из документальных лент, посвященных ему: «Длинный день в короткой жизни» Михаила Ермолова, «Другие могут быть другими…» Светланы Шиманюк, «Светозаров» Станислава Лебедева.

Видим монтажные листы, подлинные сценарии: «Шурочка», «Две строчки мелким шрифтом» (сначала было написано: «Две строчки петитом», потом слово «петитом» зачеркнуто), «Собачье сердце», «Афганский излом»… Здесь и кубок Воланда из черепа Берлиоза.

И цитаты - искрометные светозаровские высказывания. Например: «Надо работать по-пушкински: легко, талантливо, играючи, попивая сухое вино, волочась за девушками, без выпученных глаз, без изображения трагизма».

Культуролог, куратор выставки Мария Шеметова рассказала корреспонденту «РГ» о ней:
«Лариса Конникова, известный ленфильмовский художник по костюмам, придумала эту выставку как воплощение живого духа Владимира Светозарова, чтобы посетители могли глубже прочувствовать его внутренний мир.

Здесь три основных темы. Первая: биографический уголок с семейным альбомом. Здесь фотографии его семьи, родственников, а также детские снимки, фото, сделанные в школе, армии… Вторая тема: его творчество - эскизы, реквизит. Художник-постановщик должен организовать на съемочной площадке пространство, материальный мир. Например, у стены стоят три старых, обшарпанных двери - какую художник выберет для фильма? Здесь и стол кухонный, который можно увидеть едва ли не в каждом фильме, образ обобщенный: в баночке растет лучок, рядом банка с солеными огурцами, чайник. Вечная история…

Третья тема - студенты, тот большой вклад, который Владимир Иосифович внес в отечественный кинематограф, воспитав немало своих последователей. Практически все его ученики сейчас работают в кино. Мы воссоздали интерьер нашей творческой мастерской, в которой Светозаров последние годы, девять лет, преподавал вместе с художником Мариной Николаевой - в Санкт-Петербургском госуниверситете, на кафедре мастерства художника кино и телевидения. Его занятия проходили в необычном формате. Светозарову были чужды скучные лекции, и он собирал ребят в кружок, который сам называл "засиды". Там всегда царили живое обсуждение и дискуссии. Моя дочь также была его ученицей…»

«Веселый парень, вечно молодой»

На вечер пришли ветераны-ленфильмовцы - художники, операторы, режиссеры. Много студентов - нынешние, кто не учился у Владимира Иосифовича, но знает о нем, помогал в создании выставки. И бывшие ученики мастера.

Воспоминаниями поделились художник Марина Азизян, в ее мастерской в ЛГИТМиКе Светозаров учился в конце 1960-х, режиссер Иван Болотников, работавший с художником на фильме «Хармс»:
«Человек-праздник, поцелованный Богом. Легкий, неунывающий, жизнелюб, море обаяния, шутник, всегда с улыбкой, расскажет байку… Смеясь, говорил о себе: "Я главный редактор журнала "Молва"!" "Веселый парень, вечно молодой". То и дело раздавалось: "Его любили все". Для студентов он был отец родной, они обожали его. Как он любил свой город! А как обожал футбол! И режиссер Константин Лопушанский, и оператор Юрий Шайгарданов, и продюсер Вячеслав Тельнов, бывший директор киностудии, вспоминали об этом - как организовывал матчи, сам играл всегда».

«Владимир Светозаров - один из символов "Ленфильма", как известный всем "Медный всадник" в свете прожекторов, - сказал ведущий вечера историк кино, режиссер, ленфильмовец с большим стажем Александр Поздняков. - Все, кто знал Володю, запомнят его на всю жизнь. Невероятные флюиды шли от него. Доброжелательный, открытый, улыбчивый. Не побоюсь громких слов - человек глубоких нравственных качеств, человек духа. Уже не говоря о его таланте, творчестве, кинематографическом списке… Он работал со всеми великими режиссерами, был носителем духа "Ленфильма", олицетворением его неподражаемой атмосферы. Когда он шел по коридорам киностудии - здоровался со всеми, даже с теми, кого не знал. Обладал яркой, пленяющей харизмой, в него влюблялись женщины, его любили все. И цифру "80" просто невозможно соотнести с этим человеком…»

Завершился вечер показом фильма «Кукушка» режиссера Александра Рогожкина, удостоенного Государственной премии РФ, в создании которого Владимир Светозаров принимал участие в качестве художника-постановщика.

Дмитрий Светозаров, режиссер, продюсер, брат Владимира Светозарова:
«Ленинградская киношкола всегда отличалась своим, только ей присущим взглядом на жизнь человека, его внутренний мир. Была не эстетикой цвета и масштаба, а эстетикой правды, фактуры и деталей. И одним из тех, кто ее сформулировал и воплощал, был мой брат. По настоянию отца Володя начал свой творческий путь с самых низких ступеней профессиональной лестницы и забрался на самый верх, став народным художником России. Ему были известны все секреты профессии. Его путь был путем взаимообогащения. Работая с такими режиссерами, как Асанова, Хейфиц, Авербах, Аранович, Мельников, Герман, Бортко, Володя брал все самое лучшее из их стилей, и в то же время участие Светозарова в этих работах оставляло неизгладимую печать его собственного индивидуального стиля. Никакие призы и звания не могли сравниться с Володиной фамилией - она стала высочайшим знаком изобразительного качества кино.

Володька драматически переживал коллапс отечественного кино в 1990-е годы, но остался верен своему призванию, своей профессии и киностудии. И был вознагражден новым этапом своей творческой судьбы, возможностями, которые открылись перед ним, в том числе и на телевидении. Володя оставил после себя много учеников, и дай им бог возродить некогда великую славу киностудии "Ленфильм"».

Иван Болотников, режиссер, продюсер:
«Владимир Светозаров был для меня "ленинградским Пушкиным". Всегда подтянутый, моложавый, жизнерадостный. И очень талантливый…

Мы подружились на съемках фильма "Хармс". Это была последняя его работа в кино. Договорились, что будем вместе работать на следующей картине - "Пальмира", которая должна была сниматься в Сирии. "Ваня, я ничего не боюсь", - сказал он мне тогда. Сирию он знал - с Бортко снимали "Афганский излом".

Когда я снимал "Хармса", он постоянно спрашивал меня: "О чем мы снимаем картину?" Видимо, я не мог найти нужные слова и каждый раз отвечал по-разному. И как-то он сказал мне: "А я думаю так: другие могут быть другими". Оказывается, это была его любимая присказка. То есть он принимал и тех людей, которые, возможно, были в чем-то несообразны его жизни, уважал других, иное мнение».

Кстати! Выставка будет работать до 18 ноября. Вход свободный.

 

Российская газета: На киностудии «Ленфильм» состоялся вечер памяти Владимира Светозарова
Российская газета: На киностудии «Ленфильм» состоялся вечер памяти Владимира Светозарова
Российская газета: На киностудии «Ленфильм» состоялся вечер памяти Владимира Светозарова
Российская газета: На киностудии «Ленфильм» состоялся вечер памяти Владимира Светозарова
Российская газета: На киностудии «Ленфильм» состоялся вечер памяти Владимира Светозарова