Панов Алексей Анатольевич, доктор искусствоведения, профессор, заведующий Кафедрой органа, клавесина и карильона, председатель Научной комиссии СПбГУ в области искусства, член Ученого совета СПбГУ, член Постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по научной работе.
Публикационная активность в системе Pure
a.panov@spbu.ru
Родился 03.03.1964 в Ленинграде. Закончил с отличием Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А.Римского-Корсакова по классу органа народной артистки России, профессора Н.И.Оксентян и ассистентуру-стажировку Казанской государственной консерватории им. Н.Г.Жиганова по классу органа народного артиста России и Татарстана, заслуженного деятеля искусств России, лауреата Государственной премии России, профессора, ректора Р.К.Абдуллина.
Член Совета Общества теории музыки. Главный редактор научно-теоретического журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» (ВАК, Scopus, Web of Science Core Collection). Член редакционных коллегий научно-теоретических журналов «Старинная Музыка» (ВАК), «Научный Вестник Московской консерватории» (ВАК), «Музыка. Искусство, наука, практика» (ВАК), «Журнал Общества Теории Музыки» (ВАК), «Philharmonica. International Music Journal», «Вестник Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой» (ВАК), «Органные салоны». Автор значительного числа научных работ по проблемам интерпретации старинной музыки, теории и истории органного искусства, опубликованных в России, Германии и Великобритании. Эксперт РНФ, РФФИ, ФАНО. Член Совета по защите диссертаций Д.210.018.01 на базе ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова». Член федерального УМО в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 53.00.00 «Музыкальное искусство». Член жюри международных музыкальных конкурсов в России, Италии, Бельгии и Франции.
Награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Наиболее значимые публикации:
Панов А.А., Розанов И.В. Временнáя организация музыки барокко - традиция «неровных нот» (история, теория, исполнительская практика). Л.: Ленинградская государственная консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова, 1991.
Панов А.А., Розанов И.В. Альтерация ритма пунктирных фигур в инструментальной музыке Германии второй половины XVIII столетия. Л.: Ленинградская государственная консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова, 1991.
Панов А.А. Принципы регистровки во французской органной музыке XVII-XVIII столетий. Казань: Казанская государственная консерватория им. Н.Г.Жиганова, 1993.
Панов А.А. Семантика немецкой органной терминологии XVII-XVIII вв. Казань: Казанская государственная консерватория им. Н.Г.Жиганова, 1996.
Panov A., Rosanoff I. Essays on Problems of Rhythm in Germany in the XVIII-th Century: Overdotting and the So-Called Taktenlehre (a research of sources). Heilbronn: Musik-Edition Lucie Galland, 1996.
Панов А.А. Терминология и регистровка в немецком органном искусстве барокко и галантного маньеризма. Казань: Казанская государственная консерватория им. Н.Г.Жиганова, 2003.
Панов А.А., Розанов И.В. Итальянская темповая терминология в немецкой исполнительской практике барокко, рококо и классицизма // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2011. Т. 1. Вып. 4. С. 3-58.
Панов А.А., Розанов И.В. Florilegium primum Георга Муффата: перевод и комментарии // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2011. Т. 1. Вып. 4. С. 151-156.
Панов А.А., Розанов И.В. Об исполнении ритмических фигур в немецкой музыке XVIII века // От барокко к романтизму. Сб. статей. Вып. 1. М.: Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского, 2011. С. 261-306.
Панов А.А., Розанов И.В. Неизвестные известные: де Сен Ламбер и де Броссар // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2012. Т. 2. Вып. 1. С. 28-44.
Панов А.А., Розанов И.В. Exquisitoris harmoniæ instrumentalis gravi-secundæ selectus primus Георга Муффата: перевод и комментарии // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2012. Т. 2. Вып. 1. С. 177-192.
Панов А.А., Розанов И.В. Итальянская темповая терминология во французской исполнительской практике барокко, рококо и классицизма. Часть I // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2012. Т. 2. Вып. 2. С. 64-98.
Панов А.А., Розанов И.В. Итальянская темповая терминология во французской исполнительской практике барокко, рококо и классицизма // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2012. Т. 2. Вып. 3. С. 13-46.
Панов А.А., Розанов И.В. Итальянская темповая терминология в исполнительской практике Великобритании и США эпохи барокко, рококо и классицизма // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2012. Т. 2. Вып. 4. С. 82-127.
Panov A. A note on Jérôme-Joseph de Momigny and French classical organ registration // Journal of the Royal College of Organists. 2013. T. 7. Pp. 44-48.
Panov A., Rosanoff I. Towards the tact and tactus in German baroque treatises // Musigi Dunyasi. 2014. № 3 (60). Pp. 7157-7180.
Panov A., Rosanoff I. Sébastien de Brossard’s Dictionnaire of 1701: A comparative analysis of the complete copy // Early Music xliii/3 (2015), pp. 417-430.
Panov A., Rosanoff I. Correspondence // Early Music xliii/3 (2015), pp. 553-555.
Панов А.А., Розанов И.В. Строй хора несогласный: Старинные музыканты о «душе музыки» // Старинная музыка. 2016. № 1. C. 11-16.
Панов А.А., Розанов И.В. Феноменология vs концептуализация: О терминосистеме исторически информированного исполнительства // Старинная музыка. 2017. № 1. C. 20-25.
Panov A., Rosanoff I. Some thoughts on the conventional alteration of rhythm // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2018. Т. 8. Вып. 2. С. 195-213.
Panov A., Rosanoff I. ‘L’Ornement mystérieux’ and Mark Kroll’s Revision of the French Baroque Performance Practice // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2018. Т. 8. Вып. 3. С. 328-355.
Panov A., Rosanoff I. On dating de Saint Lambert’s treatises // The Musical Quarterly (2018). Forthcoming.
Диссертации:
Дисс. канд. иск. (выполнена на кафедре теории музыки Казанской государственной консерватории им. Н.Г.Жиганова): «Французская музыка XVII-XVIII вв.: особенности интерпретации (на материале трактатов того времени)». / Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, 1994.
Дисс. докт. иск. (выполнена на кафедре истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского): «Практика немецкого органиста XVII-XVIII столетий в зеркале исторических документов». / Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского, 2006.
Читаемые курсы:
-
История органного искусства
-
Класс органа
-
Научно-исследовательская работа
Alexei Panov studied organ at the St Petersburg State Conservatory (1986–92) and was a postgraduate at the Kazan State Conservatory (1992–3). He has published numerous articles and five monographs, his main topics being Baroque treatises, Baroque and early Classical performance practice, musical lexicography, history of the organ and organ music, and theo-musicology. He is Professor and Director of the Department of Organ, Harpsichord and Carillon, and Vice-Dean of the Faculty of Arts at the St Petersburg State University since 2006. He is a board member of the Russian Society for Music Theory since 2011.
Гранты:
РГНФ 12-04-12069: «Мультимедийная информационная система «Электронный архив киномузыки Микаэла Таривердиева», 2012-2013 г., руководитель проекта.
НИР из средств СПбГУ: «Терминосистема старинной музыки» (Мероприятие 2: Проведение фундаментальных научных исследований по областям знаний, обеспечивающим подготовку кадров в СПбГУ), 2013-2015 г., 9 млн. руб., руководитель проекта.
ФЦП Минобрнауки РФ: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (Мероприятие 3.3.1. «Продолжение конкурсной поддержки программ развития научных журналов с целью их вхождения в международные наукометрические базы данных»), 2018 г., руководитель проекта.
РФФИ 18-012-00208 А: Темп и ритм в западноевропейской музыке XVII-XVIII в., 2018-2020 г., руководитель проекта.
a.panov@spbu.ru
ORCID ID 0000-0002-4053-4512
Scopus ID 56797683700
ResearcherID G-3709-2013