Панов

Алексей
Анатольевич

Панов Алексей Анатольевич, доктор искусствоведения, профессор, заведующий Кафедрой органа, клавесина и карильона, председатель Научной комиссии СПбГУ в области искусства, член Ученого совета СПбГУ, Ученого совета Факультета искусств, член Постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по научной работе.

Родился 03.03.1964 в Ленинграде. Закончил с отличием Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по классу органа народной артистки России, профессора Н.И. Оксентян и ассистентуру-стажировку Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова по классу органа народного артиста России и Татарстана, заслуженного деятеля искусств России, лауреата Государственной премии России, профессора Р.К. Абдуллина. Стажировался на курсах исполнительского мастерства под руководством профессоров А. Саккетти, Ж. Гийю, Л. Ломанна, Й. Лауквика, Х. Фогеля, Х. Фагиуса, Д. Рота, Х. Хельстена, Х. ван Ньюкопа, К. Юссилы, О. Портана, Г. Бове и др.

Член Правления Международного союза музыкальных деятелей, Правления Петербургского союза музыкальных деятелей, Совета Общества теории музыки. Главный редактор научно-теоретического журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» (Scopus, Web of Science Core Collection, RSCI). Член редакционных коллегий ведущих рецензируемых научных журналов: «Старинная Музыка», «Научный Вестник Московской консерватории» (Scopus), «Музыка. Искусство, наука, практика», «Журнал Общества Теории Музыки», «Philharmonica. International Music Journal», «Современные проблемы музыкознания», «Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой», а также научно-просветительского журнала «Органные салоны». Автор более 70 опубликованных работ по проблемам интерпретации старинной музыки, истории и теории органного и клавирного искусства, западноевропейского музыкального источниковедения XVII ˗ XVIII века. Член экспертного совета Scopus ECSAC-RF. Эксперт ФАНО, РГНФ, РФФИ, РНФ, РЦНИ и НЭБ. Член советов по защите диссертаций 23.2.020.01 на базе ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова», 23.2.027.01 на базе ФГБОУ ВО «Академия русского балета им. А. Я. Вагановой». Член Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 53.00.00 «Музыкальное искусство». Член жюри международных и национальных музыкальных конкурсов в России, Италии, Бельгии и Франции.

Награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Наиболее значимые публикации:

  • Панов А. А., Розанов И. В. Временнáя организация музыки барокко - традиция «неровных нот» (история, теория, исполнительская практика). Л.: Ленинградская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 1991.
  • Панов А. А., Розанов И. В. Альтерация ритма пунктирных фигур в инструментальной музыке Германии второй половины XVIII столетия. Л.: Ленинградская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 1991.
  • Панов А. А. Принципы регистровки во французской органной музыке XVII-XVIII столетий. Казань: Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова, 1993.
  • Панов А. А. Семантика немецкой органной терминологии XVII-XVIII вв. Казань: Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова, 1996.
  • Панов А. А., Розанов И. В. “Les Notes Inégales” и их использование в интерпретации французской музыки XVIII столетия // Органное искусство. Вып. 3. 1995. С. 89-94.
  • Panov A. A, Rosanoff I. V. Essays on Problems of Rhythm in Germany in the XVIII-th Century: Overdotting and the So-Called Taktenlehre (a research of sources). Heilbronn: Musik-Edition Lucie Galland, 1996.
  • Панов А. А. Терминология и регистровка в немецком органном искусстве барокко и галантного маньеризма. Казань: Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова, 2003.
  • Панов А. А. Альтерация ритма или артикуляция? В. К. Принц о “долгих и коротких нотах” // Музыковедение. 2006. № 5. С. 61-65.
  • Panov A. A, Rosanoff I. V. Notes Inégales: ‘revised’ or confused? // Материалы секции XXXIX Международной филологической конференции. Ответственный редактор А. В. Бояркина. СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2010. С. 56-67.
  • Панов А. А., Розанов И. В. Итальянская темповая терминология в немецкой исполнительской практике барокко, рококо и классицизма // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2011. Т. 1. Вып. 4. С. 3-58.
  • Панов А. А. Grand Jeu и (Grand) Plein Jeu: новое прочтение в начале XIX века? // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2011. Т. 1. Вып. 3. С. 3-6.
  • Панов А. А., Розанов И. В. Florilegium primum Георга Муффата: перевод и комментарии // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2011. Т. 1. Вып. 4. С. 151-156.
  • Панов А. А., Розанов И. В. Об исполнении ритмических фигур в немецкой музыке XVIII века // От барокко к романтизму. Сб. статей. Вып. 1. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2011. С. 261-306.
  • Панов А. А. Adagio, Largo, Andantino // Материалы секции XL Международной филологической конференции. Ответственный редактор А. В. Бояркина. СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2012. С. 17-23.
  • Панов А. А., Розанов И. В. Неизвестные известные: де Сен Ламбер и де Броссар // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2012. Т. 2. Вып. 1. С. 28-44.
  • Панов А. А., Розанов И. В. Exquisitoris harmoniæ instrumentalis gravi-secundæ selectus primus Георга Муффата: перевод и комментарии // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2012. Т. 2. Вып. 1. С. 177-192.
  • Панов А. А., Розанов И. В. Итальянская темповая терминология во французской исполнительской практике барокко, рококо и классицизма. Часть I // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2012. Т. 2. Вып. 2. С. 64-98.
  • Панов А. А., Розанов И. В. Итальянская темповая терминология во французской исполнительской практике барокко, рококо и классицизма // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2012. Т. 2. Вып. 3. С. 13-46.
  • Панов А. А., Розанов И. В. Итальянская темповая терминология в исполнительской практике Великобритании и США эпохи барокко, рококо и классицизма // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2012. Т. 2. Вып. 4. С. 82-127.
  • Panov A. A Note on Jérôme-Joseph de Momigny and French Classical Organ Registration // Journal of the Royal College of Organists. 2013. Vol. 7. P. 44-48.
  • Panov A., Rosanoff I. Towards the tact and tactus in German baroque treatises // Musigi Dunyasi. 2014. № 3 (60). P. 7157-7180.
  • Панов А. А., Розанов И. В. О терминах tactus и tact в музыкальных трактатах Германии второй половины XVI ˗ начала XVIII вв. // Журнал Общества Теории Музыки. 2014. № 2. С. 1-31.
  • Panov A. A., Rosanoff I. V. Sébastien de Brossard’s Dictionnaire of 1701: A comparative analysis of the complete copy // Early Music. 2015. Vol. 43. № 3. P. 417-430. DOI: 10.1093/em/cav044
  • Panov A. A., Rosanoff I. V. Correspondence // Early Music. 2015. Vol. 43. № 3. P. 553-555. DOI: 10.1093/em/cav067
  • Панов А. А., Розанов И. В. Строй хора несогласный: старинные музыканты о «душе музыки» // Старинная музыка. 2016. № 1. C. 11-16.
  • Панов А. А., Розанов И. В. Феноменология vs концептуализация: о терминосистеме исторически информированного исполнительства // Старинная музыка. 2017. № 1. C. 20-25.
  • Panov A. A., Rosanoff I. V. Some Thoughts on the Conventional Alteration of Rhythm // Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. 2018. Т. 8. No. 2. P. 195-213. DOI: 10.21638/11701/spbu15.2018.203
  • Panov A. A., Rosanoff I. V. ‘L’Ornement mystérieux’ and Mark Kroll’s Revision of the French Baroque Performance Practice // Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. 2018. Т. 8. No. 3. P. 328-355. DOI: 10.21638/11701/spbu15.2018.301
  • Панов А. А., Розанов И. В. О постановке рук и туше французских клавесинистов эпохи Высокого Барокко // Старинная музыка. 2019. № 4. C. 17-23.
  • Panov A. A., Rosanoff I. V. Performing Ornaments in English Virginal and Harpsichord Music (Based on the Study of Original Interpretation Instructions) // Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. 2020. Т. 10. No. 1. P. 41-67. DOI: 10.21638/spbu15.2020.103
  • Панов А. А., Розанов И. В. О постановке рук и туше клавиристов времен К.Ф.Э. Баха // Старинная музыка. 2020. № 1. C. 12-19.
  • Панов А. А., Розанов И. В. От клавира к пианофорте. Постановка рук и посадка за инструментом в последней трети XVIII – начале XIX века // Старинная музыка. 2020. № 2. C. 26-40.
  • Панов А. А., Розанов И. В. Вёрджинал: к проблеме дефиниции термина // Старинная музыка. 2020. № 4. С. 19-26.
  • Панов А. А., Розанов И. В. О термине con discrezione и его дериватах в музыке барокко // Научный вестник Московской консерватории. 2021. № 1. С. 48-63. DOI: 10.26176/mosconsv.2021.44.1.003
  • Panov A. A., Rosanoff I. V. Performing Ornaments in English Harpsichord Music. Part I // Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. Т. 11. 2021. No. 3. P. 381-392. DOI: 10.21638/spbu15.2021.302
  • Панов А. А., Розанов И. В. К вопросу об авторстве трактатов из сборника «The Modern Musick-Master» (London, 1730) // Современные проблемы музыкознания. Т. 5. 2021. № 1. С. 41-56.
  • Панов А. А., Розанов И. В. О термине con discrezione в музыке времен галантного маньеризма и классицизма // Научный вестник Московской консерватории. 2022. № 3. С. 518-535. DOI: 10.26176/mosconsv.2022.50.3.04
  • Panov A. A., Rosanoff I. V. Performing Ornaments in English Harpsichord Music. Part II // Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. Т. 12. 2022. No. 1. P. 4-32. DOI: 10.21638/spbu15.2022.101
  • Panov A. A., Rosanoff I. V. Performing Ornaments in English Harpsichord Music. Part III // Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. Т. 13. 2023. No. 1. P. 62-106. DOI: 10.21638/spbu15.2023.104
  • Panov A. A., Rosanoff I. V. On Dating de Saint Lambert’s Treatises on Harpsichord Playing // Journal of Moscow Conservatory. 2023. No. 1. P. 104-133. DOI: 10.26176/mosconsv.2023.52.1.04
  • Панов А. А., Розанов И. В. Французские музыканты XVIII века об интерпретации композиций Жана Батиста Люлли // Современные проблемы музыкознания. Т. 7. 2023. № 1. С. 72-86. DOI: 10.56620/2587-9731-2023-1-072-086
  • Панов А. А., Розанов И. В. Монохорд: инструмент клавиристов˗виртуозов // Старинная музыка. 2023. № 2 (100). С. 8-13.

Диссертации:

  • Французская музыка XVII ˗ XVIII вв.: особенности интерпретации (на материале трактатов того времени). Дисс. канд. иск. СПб: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 1994.
  • Практика немецкого органиста XVII ˗ XVIII столетий в зеркале исторических документов. Дисс. докт. иск. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2006.

Читаемые курсы:

  • История органного искусства
  • Орган
  • Основы редактирования и оформления музыковедческих текстов
  • Научно-исследовательская работа

Alexei Panov studied organ at the St Petersburg State Conservatory (1986–92) and was a postgraduate at the Kazan State Conservatory (1992–3). He has published numerous articles and five monographs, his main topics being Baroque treatises, Baroque and early Classical performance practice, musical lexicography, history of the organ and organ music, and theo-musicology. He is Professor and Director of the Department of Organ, Harpsichord and Carillon at the St Petersburg State University since 2006. He is a board member of the Russian Society for Music Theory since 2011.

Гранты:

РГНФ 12-04-12069: «Мультимедийная информационная система «Электронный архив киномузыки Микаэла Таривердиева», 2012-2013 г., руководитель проекта.

НИР из средств СПбГУ: «Терминосистема старинной музыки» (Мероприятие 2: Проведение фундаментальных научных исследований по областям знаний, обеспечивающим подготовку кадров в СПбГУ), 2013-2015 г., руководитель проекта.
ФЦП Минобрнауки РФ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (Мероприятие 3.3.1. «Продолжение конкурсной поддержки программ развития научных журналов с целью их вхождения в международные наукометрические базы данных»), 2018 г., руководитель проекта.

РФФИ 18-012-00208 А: «Темп и ритм в западноевропейской музыке XVII-XVIII в.», 2018-2020 г., руководитель проекта.

ФЦП Минобрнауки РФ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (Мероприятие 3.3.1. «Продолжение конкурсной поддержки программ развития научных журналов с целью их вхождения в международные наукометрические базы данных»), 2019 г., руководитель проекта.

a.panov@spbu.ru

ORCID ID 0000-0002-4053-4512

Scopus ID 56797683700

ResearcherID G-3709-2013