Культура и искусство в классическом университете

В рамках Фестиваля знаний в СПбГУ прошла выставка дипломных работ выпускников факультета искусств «Культура и искусство в классическом университете»

Первого октября коридор здания Двенадцати коллегий на один день превратился в экспозиционное пространство, где студенты практически всех направлений одновременно демонстрировали гостям принципы действия физических законов, ставили химические опыты, учили медитации с поющими чашами, вовлекали в виртуальную реальность и приобщали всех желающих к искусству каллиграфии. Главными экспонатами факультета искусств стали арт-объекты, плакаты и живописные произведения, выполненные студентами в качестве дипломных работ.

Занимательная графика

На стенде факультета арт-шрифты из бабочек и металлоконструкций соседствовали с постерами научных конференций, а герои «Посмертных записок Пиквикского клуба» составили компанию «Душе камня» – проекту китайского студента-дизайнера, представившему авторское поэтическое осмысление объекта неживой природы.

–  В рамках Фестиваля знаний факультет искусств представил дипломные проекты кафедр, занимающихся проблемами изобразительного искусства, дизайна, реставрации и прикладной информатики. Здесь есть работы наших художников кино и телевидения по костюму, дизайнеров среды  и реставраторов, – рассказала куратор выставки, заведующая кафедрой дизайна Ксения Позднякова.

Очень необычным и ярким стал проект дипломницы кафедры дизайна Софьи Коловской – «Занимательная физика»: авторская концепция одноименного популярного учебника Якова Перельмана. В детстве этот учебник был настольной книгой Софьи. Она полностью переосмыслила сам принцип научного издания и, добавив множество авторских иллюстраций, создала полностью новую концепцию издания в подарочном и в тиражном формате.

Проекты дизайнеров несут визуальное осмысление актуальных аспектов научной и художественной жизни – контекста, в котором они находятся. Поэтому на выставке многие работы посвящены сопровождению конференций. Несколько разработок выполнено для подразделений Университета: например, «Каменная краса Санкт-Петербурга» – графическое сопровождение экскурсионных онлайн-маршрутов, разработанных профессором Андреем Глебовичем Булахом для музея минералогии СПбГУ, и концепция модернизации ландшафтной среды Петергофского кампуса.

–  Концепцию средового преобразования кампуса мы презентовали руководству Университета, и надеемся, что когда-нибудь частично, а может быть, и полностью ее можно будет внедрить в среде нашего Университета, – отмечает  Ксения Позднякова.

Кроме того, своей технической проработки ждет еще один дипломный проект дизайнеров-графиков – «Виртуальный музей факультета искусств». Он реализован на уровне функционального прототипа: разработана структура, графический стиль, показаны возможные сценарии экспонирования и хранения работ.

Афиши мероприятий студенты факультета создают как для университетских событий, так и для городских:

–  В последние годы мы мониторим ситуацию в университете и откликаемся на запросы коллег по мере наших сил и возможностей. Также мы стараемся выбирать для проектирования и актуальные городские научные и арт-события.

Графические дизайнеры работают преимущественно в контексте современного искусства. Источник тем безграничен: проекты посвящены архитектуре, моде, средовым проблемам и коммуникациям в городской среде. Как оказалось, на создание произведения отведено всего полгода.

– Дипломное проектирование у бакалавров идет последний семестр. Предварительно, первую половину последнего курса они проходят преддипломную практику, собирают материалы, прорабатывают тему и занимаются поисками аналогов.

Но не менее, чем проекты графических дизайнеров, впечатляют работы, выполненные в классической традиции.

Восточные полотна

Эти потрясающие по исполнению произведения станковой живописи ждали зрителей за поворотом. На портретах изображены восточные мудрецы и красавицы в народных костюмах.

– Эти работы созданы иностранными студентами, обучающимися на образовательной программе «Живопись». Программа поддерживает традиции классической живописи –  так же, как и в Академии художеств. Выставка наглядно показывает, в каком масштабе работают наши студенты-иностранцы и какого мастерства и живописной свободы они достигают за шесть лет обучения в СПбГУ. В дипломных работах живописцев гармонично сочетаются национальные традиции и культура Китая, отраженные в сюжетах, и русская академическая школа живописи, – рассказывает Ксения Григорьевна. – Естественно, язык живописи у каждого автора индивидуальный, но техника дается, безусловно, классическая.

Рядом с работами художников-живописцев представлены произведения декоративно-прикладного искусства:

–  Это зеркало, выполненное в технике эмали, создано для Международной академии музыки Елены Образцовой. Вскоре оно переедет в ее интерьеры, – Ксения Позднякова представляет следующий экспонат. – У нас на декоративно-прикладном искусстве есть несколько направлений: эмали, керамика, батик и гобелен. Для выставки мы выбрали эмаль как наиболее эффектный пример участия произведения декоративно-прикладного искусства в  оформлении современного интерьера.

Выставка как аналог публикационной активности

 –  На факультете искусств мы очень серьезное внимание уделяем выставочной деятельности, так как для практикоориентированных направлений в области культуры и искусств она является полным аналогом публикационной научной активности. Выставляя и публикуя работы наших студентов в электронных и печатных каталогах, мы, тем самым, способствуем продвижению не только школы искусств Санкт-Петербургского государственного университета, но в равной степени и наших выпускников, – рассказала куратор выставки.

– В течение года отчетные выставки студенческих работ проходят в зданиях Университета на 6-ой и 10-й линиях Васильевского острова. Также мы активно сотрудничаем с городскими выставочными залами, музеями и другими учреждениями культуры. Преподаватели и студенты факультета выставляются в Русском музее, Центральном выставочном зале «Манеж», Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, Новом музее, галерее дизайна Bulthaup, в выставочных павильонах Ленфильма. Также мы ежегодно ведем три постоянных выставочных проекта: «Графический дизайн в Мариинском театре» на площадке Концертного зала, «Весна дизайна в музее В.В. Набокова» и фестиваль искусств «Artes Liberalis». С нашим участием в СПбГУ в прошлом году стартовал проект «Культура и искусство в классическом университете», продемонстрировавший широкую палитру художественно-культурной жизни университета.  

На кафедре дизайна, помимо выставочной работы со студентами, мы часто привлекаем к участию наших выпускников – вплоть до того, что мы делали для них отдельную выставку. Многие из них ушли в творческую деятельность: занимаются не только дизайном – своим основным ремеслом, – но и также достигли успехов как художники. Это очень интересно, поскольку показывает, насколько безграничны возможности реализации дизайнера-графика –  по сути, творца, получившего комплексное университетское образование.

Тяжело ли быть творцом

 Что делать, если пора готовить дипломный проект, а муза еще не посетила?

–  У нас, на кафедре дизайна, когда заходит разговор о выборе темы, происходит «встречное» движение. Кафедра не только предлагает студентам некий портфель тем, собранных как в Университете, так и поступивших от городских заказчиков, но и прислушивается к инициативам «трудящихся», – отмечает Ксения Григорьевна.

Причем, дизайнеров «актуальность и новизна» стороной не обходят: необходимо аргументировать ценность будущей работы для определенной целевой аудитории и утвердить тему у потенциального работодателя или профессионального сообщества.

Ряд дипломников кафедры дизайна занимается исследованиями в области искусства – например, это может быть поиск новой формы или создание новой методики выражения. К примеру, обучающиеся из Китая в рамках дипломного проекта занимались разработкой новых шрифтов на основе латиницы и иероглифики. Результаты их исследования получили практическое воплощение в дизайн-проекте.  

– Исследовательские проекты хороши тем, что их результаты могут найти применение в совершенно разных областях, – подчеркивает Ксения Позднякова.

Искусства смягчают нравы

 Как Вы полагаете, меняется ли у современного общества отношение к классическому искусству? Помните случай, когда жительница города потребовала прикрыть наготу классической статуи Давида, установленной в рамках выставки «Микеланджело. Сотворение мира»?

–  Красота – это универсальный язык коммуникации. Она проявляется и в элементарных частицах, и в целых архитектурных сооружениях. Перегибы бывают везде, но все-таки у нас культурный багаж достаточно серьезный. Я не говорю обо всем человечестве – по крайней мере, в Петербурге таких проблем не должно быть.  На факультете искусств студенты, в первую очередь, постигают науку видения красоты – как в целом, так и в деталях. Особенное отношение к телу человека в целом – к одетому или обнаженному, – а также к его внутреннему миру всегда остается ключевой, базовой ценностью в подготовке художников. У людей, которые делают наброски с обнаженной натуры, сталкиваются в своем обучении с пластической анатомией, изучают мировое культурное наследие, не может возникнуть никаких вопросов к классическому искусству. Для них человеческое тело – совершенное творение.  

Надо отметить, что универсанты работают, в том числе, и в области популяризации классических направлений искусства. Так, например, выпускник СПбГУ Александр Спиридонов, окончив кафедру реставрации по специализации «Реставрация скульптуры из камня», запустил свой стартап: открыл «Школу скульптурного мастерства», где обучает детей и взрослых основам скульптуры.

–  Это очень важно: ясными, простыми, эффективными методами научить людей, которые не имеют первоначального художественного образования, работать с формой, с массой, с объемом, с материалами. Как я уже говорила, потенциал наших выпускников безграничен: на Фестивале Александр проводит мастер-класс по реставрации памятников культуры, в общем, надо признать, мастерски работает уже как педагог.

Время интерпретаций

 Современная коммуникационная задача искусства – это привнесение в жизнь красоты или заострение внимания общества на каких-либо проблемах?

–  Искусство многогранно, нельзя выделить у него какую-либо одну функцию. Все зависит от жанра и от задачи каждого автора. Есть направления, которые несут красоту. Если говорить о классическом искусстве, например, о станковой живописи, то, конечно, это работа с эстетикой, с формой, с цветом. Послание здесь читается достаточно легко.  Современное, концептуальное искусство работает в большей степени не с формой, а с идеей, с концепцией. Это, прежде всего, послание, требующее вербального сопровождения. Графический дизайн – это, безусловно, коммуникация, причем несущая не только информацию, но и некое эстетическое впечатление. Это коммуникация, которая участвует в формировании гармоничной среды обитания.

 Можно сказать, что в классическом искусстве месседж очевиден. А в современном искусстве –  это головоломка, которую зрителю предстоит еще и разгадать?

– Современное искусство несет идею, закодированную через знаки, символы, образы – часто неясные без прочтения концепции. Многие работы являются, по сути, интерпретациями предыдущих произведений искусства, их послания «зашифрованы». Сегодня, на мой взгляд,  в области современного искусства царит эпоха интерпретаций и поиска.  На сегодняшний день человечество уже накопило огромное наследие достижений искусства и культуры – цивилизации в целом, – и вот сейчас наступает время экспериментов, например, соединения визуальных направлений с научными концепциями, что находит отражение в авторских идеях современных художников. 

Культура и искусство в классическом университете
Культура и искусство в классическом университете
Культура и искусство в классическом университете
Культура и искусство в классическом университете
Культура и искусство в классическом университете
Культура и искусство в классическом университете
Культура и искусство в классическом университете
Культура и искусство в классическом университете
Культура и искусство в классическом университете